О САХАРЕ...
Садимся на "тростниковую иглу"? Таким заголовком одна из киевских газет
О САХАРЕ...
Садимся на "тростниковую иглу"? Таким заголовком одна из киевских газет язвительно отреагировала на ситуацию, которая складывается на рынке сахара. Сегодня цена килограмма уже поднялась до пяти гривен - на треть больше, чем было в начале года. Правительство уверяет, что сахара украинского производства в стране хватает, но его где-то и кто-то придерживает. Отчасти это делают торговцы для того, чтобы за счет повышения роста цен на сахар компенсировать возросшие затраты в связи со скачком цен на нефтепродукты. "Непосредственные товаропроизводители, которые выращивают сахарную свеклу, - не получают сверхприбыль, - заметил вице-премьер Николай Томенко. - Ее имеют лишь "сахарные короли", которые контролируют рынок. Правительство будет делать все возможное для снижения цен на сахар".
Своеобразной диверсификацией на сахарном рынке станет планируемая закупка около 120 тысяч тонн тростникового сахара-сырца без импортной пошлины. Покупателем выступает Госкомрезерв. То есть, по замыслу правительства, выбросив на рынок значительные объемы сахара из импортного сырья, удастся снизить цены. Оппоненты правительства Юлии Тимошенко, напротив, считают, что этот "авантюристический шаг" за месяц до поступления на заводы свеклы нового урожая приведет к банкротству отечественных предприятий. Подобные опасения не беспочвенны. За годы независимости из 185 сахарных заводов половина разворована и растащена на металлолом. Тысячи людей оказались без работы. Вместо того, чтобы стимулировать свеклопроизводство и сахаропереработку, правительство ввозом тростникового сырья поддерживало южноамериканского товаропроизводителя. По данным "Укрсахара", лишь за последние четыре года на Украину, некогда экспортировавшую во все регионы Союза СССР 60 процентов своей сладкой продукции, было импортировано три миллиона сахара-сырца по чрезвычайно низким ставкам таможенного сбора. Надо полагать, чиновники, лоббировавшие такие сделки, не оказались в проигрыше. В убытке не будут и нынешние инициаторы сброса цены за счет иностранцев. Как заметил лидер СПУ Александр Мороз, в Украине нет сахарного кризиса. Он выдуман теми, кто хочет заработать на посреднических операциях, используя для этого инструменты власти.
Ну а рядовым гражданам приходится не сладко - в прямом и переносном смысле.
О БЕНЗИНЕ...
Цены на горючее на Украине продолжают расти. Но с недавних пор официальный Киев в этом уже не обвиняет российский капитал.
Меж тем автомобильное топливо скоро будет по карману лишь состоятельным людям. Цена литра самого востребованного бензина А-95 на заправках уже вплотную приблизилась к 4 гривнам. Это примерно 22 - 23 рубля на российские деньги. А ведь еще весной, когда Юлия Тимошенко пыталась административными методами "прижать" российских нефтяных магнатов, бензин стоил 2,99 гривны. Анатолий Кинах, первый вице-премьер, прогнозирует на ближайшее время рост цен на автомобильное топливо еще на 10 процентов.
Еще недавно правительство Ю.Тимошенко обвиняло бензиновых трейдеров в корпоративном сговоре. Радикальные политики говорили о стремлении соседей с востока зажать топливной петлей оранжевые ростки демократии. Сегодня подобных обвинений из официальных уст не слышно. "Для нас принципиально важно, - подчеркнул А.Кинах, - чтобы не повторялись рецидивы, когда методами поиска врагов и директивной ценовой политикой был создан, я подчеркиваю, искусственный дефицит нефтепродуктов. Мы будем регулировать цены на нефть и нефтепродукты исключительно рыночными механизмами".
Рост цен нынче объясняется тенденциями мирового нефтяного рынка, а также природными катаклизмами. Так, недавно сообщалось о серьезных неполадках на Лисичанском НПЗ, где от удара молнии во время грозы якобы вышла из строя часть оборудования. Свою определенную роль сыграло и то, что сегодня остановлены три из шести нефтеперерабатывающих заводов, контролируемых российским капиталом. Причем два на профилактический ремонт, а Одесский НПЗ - на капитальную реконструкцию. Так что не исключено, что в ближайшее время пересмотр ценников на АЗС может сопровождаться возникновением дефицита автомобильного топлива. Ведь, как заметил Анатолий Кинах, профильные министерства и ведомства до сегодняшнего времени не имеют четких прогнозов относительно того, как остановка трех НПЗ отразится на рынке нефтепродуктов в ближайшие недели.