История авиационных выставок в Подмосковье началась в 1993 году. Тогда приставка "международный" была, скорее, данью амбициям организаторов, чем реальностью, поскольку перечень "зарубежных участников" первых МАКСов ограничивался Узбекистаном и Украиной. Однако авторитет российской выставки с тех пор вырос. И в нынешнем году кроме 520 отечественных авиакомпаний в ней примут участие 124 зарубежные фирмы из 42 стран. Конечно, Жуковский пока не британский Фарнборо и не французский Ле-Бурже, но уже выглядит достаточно весомо.
К тому же кое в чем МАКСу-2005 уже равных нет. Фирменным знаком авиасалона его генеральный директор Игорь Новиков назвал пилотажную программу. Такого никто и нигде не видел: в небе свое мастерство продемонстрируют лучшие пилотажные группы мира. Среди них "Русские витязи" на модернизированных тяжелых истребителях Су-27, "Стрижи" на легких истребителях МиГ-29, а также итальянские "Фречче Триколори" на учебно-боевых МВ-339, французские "Патруль де Франс" на "Миражах".
Кроме воздушных акробатов в воздух будут подниматься и другие военные и гражданские машины. Зрителям снова покажут экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла С-37 "Беркут" компании "Сухой". Именно на нем отрабатываются сегодня некоторые элементы российского истребителя пятого поколения, который военные называют перспективным "ФАКом" - фронтовым авиационным комплексом. Зрители увидят, самолет-амфибию Бе-103, серийное производство которого начато в Комсомольске-на-Амуре. О достоинствах этой машины лучше всего свидетельствует тот факт, что первая партия этих машин уже продана в США, еще 20 строятся для Китая. Но подлинной сенсацией российской экспозиции обещает стать принципиально новый вариант истребителя - МиГ-29 ОВТ с управляемым вектором тяги. Резко возросшие маневренные характеристики боевой машины, как обещают организаторы, позволят ему в небе вытворять даже больше, чем могут Су-27 с их знаменитой "коброй Пугачева".
На МАКСе будут заключены и серьезные контракты. Ожидается, что российская авиастроительная фирма "Иркут" подпишет с европейским концерном EADS протокол о намерениях создать совместное предприятие по продвижению на западные рынки другого нашего самолета-амфибии Бе-200. Возможно, "Аэрофлот" объявит о покупке 50 разрабатываемых "Сухим" ближнемагистральных самолетов RRJ для замены устаревших Ту-134. Первый полет новой машины ожидается в ноябре 2006 года.