ОДИН В ЦЕХЕ НЕ ВОИН

Подмосковная Щербинка, где недавно побывал президент Владимир Путин, стала своеобразной выставкой достижений российских машиностроителей. Однако телевизионные репортажи подробно рассказали только об одном эпизоде - о том, как президент на экспериментальном кольце управлял электровозом "Ермак".

Между тем открывал экспозицию в Щербинке тепловоз "Пересвет", собранный на Брянском машиностроительном заводе. Он сконструирован за 7 месяцев вместо обычных 5 - 7 лет. Президент выслушал рассказ директора БМЗ Анатолия Задорожного о машине, после чего поставил конкретную задачу: "Надо испытания провести в максимально короткие сроки и поставить тепловоз на серийное производство".
Надо сказать, что на предприятии уже есть заказы на этот магистральный тепловоз. Но еще не факт, что их удастся выполнить. Понятно, выставка не то место, где жалуются главе государства на проблемы, одолевающие отечественное машиностроение. Но каждый директор в них погружается с головой, как только торжественная часть мероприятия завершается.
Как ни странно, растущий спрос на новые локомотивы не только радует, но и беспокоит брянских машиностроителей. Годы разрушения отечественной промышленности привели к тому, что люди ушли и теперь днем с огнем не сыщешь квалифицированных рабочих. Одни - на пенсию, другие приторговывают на рынке, третьи спились. На БМЗ сегодня требуются 500 станочников, но их нет ни в Брянске, ни в окрестностях. В службах трудоустройства подтверждают, что до 90 процентов всех имеющихся в области вакансий приходится именно на рабочие профессии. При этом более трети выпускников профтехучилищ и лицеев работают не по специальности. Депутаты Брянской областной Думы считают, что виноваты в этом и сами промышленники: они перестали развивать техническую базу учебных заведений. На пенсию уходят последние преподаватели. Реформа начального профессионального образования перекладывает финансирование этой отрасли на региональные бюджеты. Но по подсчету депутатов в Брянской области лишь пять из 38 учреждений могут выжить: два из них обещают профинансировать бюджет федеральный, три - местный. В первую очередь пострадает сельская молодежь.
Получается, инженеры-конструкторы свою задачу выполнили, а вот с серийным производством машиностроителям придется туго. Один в цехе не воин. Между прочим, по планам уже до 2010 года БМЗ должен изготовить 600 тепловозов различных модификаций. Удастся ли?
В сентябре выставка железнодорожной техники откроется в Брянске. Среди гостей ждут председателя правительства Михаила Фрадкова, главу ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина, министра транспорта Игоря Левитина. Может, на примере провинциального предприятия они смогут лучше рассмотреть болевые точки отечественной промышленности.