В начале 80-х годов прошлого столетия, уходя с Синайского полуострова, израильская армия, сломив сопротивление местных жителей городка Офир, демонтировала его до основания. Теперь колесо истории повернулось в обратную сторону.
Поселенцам, блокированным более чем 50 тысячами израильских военнослужащих, дается два дня на добровольное выселение. Для этого им предоставляется помощь и транспорт, а также материальную компенсацию (до 500 тысяч долларов на семью) и всевозможные льготы по обустройству на новом месте. Солдаты армии обороны Израиля начали обходить дома поселенцев, предупреждая упорствующих в своем стремлении остаться любой ценой (а их, по оценкам, несколько тысяч), что по истечении ультиматума они лишатся права на компенсацию и льготы, к ним будет применено насилие, а сопротивляющиеся предстанут перед судом.
Дело осложняется тем, что к забаррикадировавшимся поселенцам присоединились, обойдя все заграждения и кордоны, больше тысячи религиозных и ультраправых экстремистов, в том числе дезертировавших из армии с оружием в руках.
Эта операция расколола еврейское общество на две, отнюдь не равные части - более двух третей поддерживают план премьера Ариэля Шарона по "размежеванию" с палестинцами и уходу из Газы, и лишь около четверти истово верят в то, что вся историческая Палестина, включая сектор Газа и Западный берег реки Иордан, - это богом данная евреям земля, и уйти оттуда - значит изменить всевышнему завету. В последние дни недели они устраивали шумные демонстрации, блокировали магистрали и пытались штурмом проникнуть в Газу, но были остановлены армией и силами безопасности на ее подступах.
Характерно, что на помощь израильской армии палестинский лидер Махмуд Аббас направил более 7 тысяч палестинских полицейских, которые должны обеспечить безопасность эвакуируемых поселенцев. Обе стороны крайне заинтересованы в том, чтобы эвакуация прошла без сучка и задоринки. Это тем более необходимо, что экстремистские палестинские организации ХАМАС, "Исламский джихад" и другие не без основания утверждают, что именно их нападения и систематические обстрелы вынудили израильтян пойти на "размежевание" и уход из Газы. Более того, представители палестинских экстремистов обещают поселенцам "горячие проводы" и заявляют, что намерены продолжить вооруженную борьбу с Израилем. Израильские же власти предупредили, что на малейшую вооруженную провокацию со стороны палестинцев будет дан самый жесткий ответ. В правительстве Шарона уверены, что, несмотря на подстегиваемый в стране религиозно-шовинистический угар, смогут успешно провести эту операцию. Вокруг поселения установлена и жесткая информационная блокада, что говорит о серьезности намерения властей в случае необходимости прибегнуть к силе и не допустить проникновения информации об этом в СМИ. Даже после эвакуации под контролем Израиля останется воздушное пространство над сектором, прибрежная морская полоса и так называемый "филадельфийский коридор" на границе между Египтом и сектором Газа.
Между сторонами уже достигнута договоренность, что виллы и коттеджи поселенцев будут снесены палестинскими рабочими за счет израильской казны, а на их месте на деньги "нефтяных арабов" будут возведены многоквартирные жилые комплексы, где в первую очередь расселят палестинских беженцев. Что же касается покидаемых высокорентабельных израильских ферм, то частная организация во главе с леволиберальным бывшим министром юстиции Израиля и автором отвергнутых Ясиром Арафатом условий мирного урегулирования Йосси Бейлином скупила их за 14 миллионов долларов и намерена перепродать палестинцам.
Нынешняя операция, пожалуй, один из самых серьезных экзаменов в долгой политической карьере Шарона. В случае ее успешного завершения, по его же словам, встанет вопрос и о ликвидации значительной части 140 еврейских поселений с 240 тысячами жителей на Западном берегу реки Иордан, как этого требует мирный план "дорожная карта", но торжественно пообещал, что сохранит основные поселения с наибольшим числом жителей в районе Иерусалима. В Израиле в ответ ждут адекватных шагов по обузданию экстремистов со стороны администрации Палестинской автономии.