Но потом имя певца стало звучать реже. Лишь недавно вновь встретился с артистом, причем, как говорится, не без "Труда": Владияр (а в быту - Владимир Яровицын) вошел в число арбитров трудовского конкурса "Романсиада". Судил выступления молодых коллег, сам роскошно выступил в гала-концерте... Тут уж, конечно, журналистское любопытство взяло свое: я принялся расспрашивать, что случилось, почему артист, которому давно бы пора украшать своим участием спектакли главных оперных театров страны, находящийся в прекрасной творческой форме, до сих пор не получил той известности, которой достоин.
- Владияр, может, не надо было разбрасываться - петь на эстраде, сниматься в клипах, а с самого начала сосредоточиться на опере?
- Я же по гороскопу Близнец, а это значит - два человека в одном. Хочется и того, и другого, и третьего... Ну как, например, без русской песни, романса? Это же настоящий отдых для души. Особенно, если речь не о классическом романсе Чайковского, Рахманинова, а об эстрадном. Классический - почти то же, что и опера: огромный, хотя и радостный труд. Тут и глубина содержания, и интонационные сложности, и головоломный ритм... Помню, как-то исполнил вокальный цикл Кирилла Молчанова "Черная шкатулка" на стихи Валерия Ашкенази - о жизни человека от рождения до ухода. Такая сильная вещь! На концерте был сын композитора, тележурналист Владимир Молчанов - говорил, что впечатление очень большое... Кстати, сейчас вышли два моих диска с записью русских романсов и народных песен. Мы их записали вместе с оркестром "Гжель" под управлением Валерия Петрова.
Да, и в московских варьете я работал. А что ж тут стыдного? В клипах мою фактуру использовали: помните, шла реклама одного банка, и там бородатый мужик стоял по пояс в воде, лес сплавлял по реке. Так это я. Между прочим, эта реклама сыграла роковую роль. Было время - меня активно приглашала режиссер Любовь Гречишникова в свои эстрадные концерты, где выступали и Бабкина, и Киркоров, и все-все-все. Но вдруг звонки от нее прекратились. Жена Валя позвонила ей сама, Люба что-то странное стала говорить, а потом впрямую сказала: ну Паваротти же не стал бы лес сплавлять!.. Вот так, по нелепой придирке, и "выпихнули" меня из "обоймы".
- Ну хорошо, а что преградило дорогу в главные оперные театры?
- Ничто не преградило. Я же Рижскую консерваторию окончил как оперный певец. Правда, как баритон. Пел центровые партии - Мазепы, Риголетто, Эскамильо, Грязного, пролог из "Паяцев". Начал у профессора Вилюманиса как бас, а потом перешел к знаменитому тенору Карлису Зариню, он и решил из меня баритона делать. Видно, расслышал, что у меня верхнее ми, фа свободно звучат. Но снизу голос тоже звучит. Поэтому уже самостоятельно стал опять спускаться в басовую тесситуру. Это еще до переезда в Россию.
- Не знал, что вы рижанин...
- Вовсе нет, ярославский я, из села Берендеево. Кстати, перед консерваторией успел окончить Рижское летное училище по специальности радиолокация - это дало возможность приобрести "нормальную" профессию, которая кормила бы меня, не получись музыкальной карьеры. Но "запасной" диплом не пригодился.
- Казалось бы, сам Бог велел петь в Рижской опере - там с басами, насколько знаю, всегда было не слишком богато.
- Из Риги я уехал. Там уже начали проявляться национальные проблемы. Я решил искать счастья в Москве. Думал, Родина меня встретит с распростертыми объятиями. Как я был наивен! По первому времени пришлось еще труднее, чем в Латвии, где я неоднократно становился лауреатом республиканских конкурсов, - там-то меня по крайней мере хорошо знали, в правительственные концерты приглашали... А тут я - никто. Друзья посоветовали показаться Евгению Колобову - художественному руководителю "Новой оперы". И я спел у него Варлаама в девяти спектаклях "Борис Годунов". Но мечтой оставалась партия самого Бориса. И вот выпал случай познакомиться с худруком Казанской оперы Гюзелью Хайбулиной - договорились, что я приезжаю к ним и пою Дона Базилио в "Севильском цирюльнике" и заветного Бориса. Когда приехал в Казань - первым делом к памятнику Шаляпину. Это же его родной город. Положил цветы, испросил у Федора Ивановича благословения - и пошел на репетицию. Иду обратно - нет цветов! Расстроился, купил еще, положил снова и записочку написал: "Уважаемый! Положи на место. Федор Шаляпин".
- Помогло?
- Еще как. Цветы после этого то с одного бока памятника видели, то с другого. Видно, брал их кто-то - а прочтя записку, клал рядышком. Ну а мне самому Федор Иванович точно помог.
- Да, я слышал, что после того спектакля зал разразился не просто аплодисментами - кричали: "Ура Борису!"
- А мне рассказывали, что за кулисами потом долго стояла исполнительница партии малолетнего сына царя (у Мусоргского это женский голос) и рыдала навзрыд. Ее спросили: в чем дело, спектакль-то вроде удачный. Она отвечает: так Борис же умер! Настолько на нее подействовало то, что происходило на сцене... Сразу после этого представления театр отправился на гастроли - мы выступали в амстердамском театре "Карре", в Гаагском музыкальном центре, в женевском Гранд Казино...
- А сейчас что и где поете?
- У меня много партий: Закария в "Набукко" Верди - это в Казани, Томский в "Пиковой даме" - это ярославский дирижер Мурад Аннамамедов ставит, с ним же - вердиевский Реквием... Концертирую довольно активно. Недавно, например, приехал из Курска, где был крестный ход в честь иконы Коренной Божьей Матери с участием владыки Ювеналия. Пел я там "Ох, ты степь широкая", "Прощай радость"... Идем по городу, впереди несут икону с изображением Божьей Матери. А над головой в небе - сразу две радуги! Словно и природа с нами радовалась.
- Слышал, что выступали в свое время перед Борисом Ельциным...
- Было. Звонят из дирекции Президентского оркестра: приезжает президент Германии, по этому случаю хотят устроить концерт, нужно исполнить что-то русское, басовое. Предлагаю "Очи черные" - нет, говорят, не подходит. Тогда, "Двенадцать разбойников". На том и сошлись... Вот подхожу к вратам Георгиевского зала Кремлевского дворца, жду команды. Двери раскрываются, нас, артистов, впускают - а там столов видимо-невидимо, и яства на них отменные. Иду по дорожке к подиуму, где сидит оркестр. Напротив - большой стол, за ним Ельцин, Черномырдин, Примаков, Чубайс... Я грянул: "Жили двенадцать разбойников!.." Ельцин слегка отпрянул. Продолжаю: "Жил Кудеяр-атаман. Много разбойники пролили крови честных христиан"... Ельцин весь обратился во внимание. "Много богатства награбили, многих убили в лесу"... Тут уж и Черномырдин положил вилку, перестал есть, заинтересовался. "Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил"... В общем, отпел я, иду из зала. За мной бежит кто-то из оркестра: "Владияр, руководитель протокола спрашивает, кто ты такой, откуда взялся. Дай хоть буклет, я ему покажу, что ты известный артист..." Самое удивительное, что, как я узнал потом, за тем столом их сидело ровно 12 человек!
- Да, приключение изрядное.
- Какое это приключение. Вот когда мы на Дальнем Востоке в 30-градусный мороз завязли ночью на глухой дороге - то действительно было приключение. Ехали с концерта, дорога - серпантин. Времени уже часов 11 вечера. Автобус "Кубанец" еле тащится. Я и говорю шоферу: Иван Иваныч, ты чего так плетешься?.. Сказал, в общем, просто так - не думал же, что он сразу вдарит по газам. И на ближайшем же повороте нас заносит, задние колеса зависают над обрывом. Для автобуса этого достаточно, чтобы засесть намертво. Мотор поработал и заглох - бензин не поступает. Зажгли паяльную лампу, но вскоре погасла и она. Мы прижались друг к другу - баянист Толя Сенин, наш администратор и я - и попробовали заснуть. Но уже через час я проснулся от холода. Бужу ребят: вставайте, а то замерзнем. На счастье, у шофера нашелся топор. Пошел я с ним в лес - хотя накануне нас пугали тиграми. Признаюсь, не самое приятное ощущение - в полной тьме брести по чаще, думая, что рядом, может быть, крадется хищник. Срубил два дерева, притащил, слили на поленья остатки бензина, разожгли костер и до самого утра грелись. Дождались первого рейсового автобуса, Сенин с администратором поехали в ближайший санаторий за грузовой машиной, она нас вытащила...
- Откуда такая сноровка - наверное, из крестьянского детства?
- Конечно, с 14 лет в лес на охоту ходил. Хотя, строго говоря, отец-то был не крестьянином, а служащим - директором клуба торфопредприятия. На баяне играл.
- Вы как-то помогаете родному селу?
- Чем могу. Не Божеское это дело - хвалиться. Скажу только: болела душа, пока видел, что стоит наш берендеевский храм разоренный, без росписей, без отопления. Что нет лекарств в больнице. Что не одета-обута как следует местная футбольная команда... Было бы больше концертов - и сделал бы больше. Думаю, любой нормальный человек поступил бы на моем месте так же.
- А церковнослужителей у вас в роду часом не было? Уж очень стать ваша и бас на такую догадку наводят...
- Мне такие родственники неизвестны. Но видом и вправду, кажется, похож. Не вы один это заметили. Сколько любопытных казусов из-за этого было! Скажем, едем по шоссе, остановились на заправке. В параллельной очереди стоит крутой джип. Вдруг из него выходит мужик в золотых цепях, стучится мне в окно. Открываю и слышу: отец, благослови!.. Сперва я опешил, а потом решил - отчего не сказать доброе слово человеку, может, оно его на что-нибудь хорошее и наставит. И говорю ему в тон: езжай с миром! Думаю, большого греха я не совершил. Это ж как в театре, где тоже духовных лиц приходится изображать... А в другой раз ждали мы с Валей ярославской электрички в Александрове - это еще до того как машину купили. Интервал большой, поэтому пошли погулять по городу. Неожиданно мне в ноги бухается какой-то щуплого вида мужичок: батюшка, помоги!.. Оказывается, он только что вышел из больницы, денег - ни гроша. Ну я кивнул на Валю: вон моя матушка, у нее проси... Если серьезно, в Бога я и жена верим, да и дар петь, согласитесь, от Него. Моя концертная программа начинается стихами, которые сочинила Валя. В них я прошу помощи у Божьей Матери. Эту программу видели и слышали в разных странах - во Франции, Германии, Ирландии, Бельгии, Дании, Голландии... В одной Великобритании было 84 концерта. Ну а в России легче назвать город, где я не пел.
- На днях зашел в музыкальный магазин на Арбате и увидел те самые ваши новые диски. И вдруг решил спросить продавца - знает ли он, кто такой Владияр. Представляете, молодой человек ответил: это знаменитый русский певец, современник Шаляпина.
- Да, слегка ошибся юноша, но спасибо ему уже за то, что поставил мое имя рядом с великим шаляпинским. Только я все-таки певец сегодняшний. И еще очень много надеюсь петь.