ПИСЬМО С ТОГО СВЕТА

Но это послание может дать новый поворот делу журналиста Георгия Гонгадзе, погибшего три года назад в Украине.

Скандальное дело об убийстве киевского журналиста Георгия Гонгадзе, которое уже третий год расследует генпрокуратура Украины, скорее всего, вновь застопорится.
На днях при невыясненных обстоятельствах погиб подполковник милиции Игорь Гончаров, проходивший по так называемому украинскому "делу оборотней" как организатор банды. Он находился под арестом с мая 2002 года по обвинению в причастности к 11 убийствам и в организации преступного сообщества. В шайку входили старшие офицеры милиции, в разное время уволенные из органов внутренних дел. Они специализировались на похищении людей с целью выкупа. В ситуациях, когда названные суммы родственники похищенных собрать не могли, своих узников экс-блюстители правопорядка убивали. Похищение и убийство Гонгадзе считалось делом рук этой банды, а Гончаров проходил главным свидетелем.
И вот важный свидетель замолчал навсегда. Даже причины смерти отставного подполковника милиции остались невыясненными потому, что буквально через день его тело по чьей-то команде было кремировано. И снова наступила бы, возможно, тишь да благодать, только вдруг на сайте киевского представительства международной правозащитной организации "Репортеры без границ" - Института массовой информации (ИМИ) появилось сенсационное посмертное обращение Игоря Гончарова. Очевидно, предчувствуя собственную гибель, Гончаров заранее написал его, снабдив надписью "Вскрыть после моей смерти". Письмо приоткрывает новые обстоятельства смерти журналиста Гонгадзе. После того, говорится в заявлении, как Гончаров сообщил одному из руководителей управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) УМВД в Киеве о том, что в действительности похищение и убийство Гонгадзе совершали работники УБОП совместно с лицами, входящими в группировку "оборотней", он был жестоко избит и подвергнут пыткам прямо в помещении отдела УБОП. В письме, в частности, сказано: "Хомула ( начальник отдела. - Ред.) требовал, чтобы я не давал показаний в отношении тех работников УБОП, которые вместе с другими преступниками похитили в сентябре 2000 года журналиста Гонгадзе на бульваре Л.Украинки в Киеве... К этим похищениям и убийствам причастны знавшие о них высшие должностные лица нашего государства... У меня имеются об этом материалы, собранные совместно с работниками СБУ (Службой безопасности Украины. - Ред.)".
Попытки разоблачить лиц, организовывавших преступления, говорится далее в посмертном заявлении Игоря Гончарова, возможно, "будут стоить мне жизни, но я иду на это ради истины и справедливости". В Киеве сейчас в ходу версия, будто в действительности Гончаров в последние годы выполнял в группировке "оборотней" роль "крота" - информатора правоохранительных органов.
По данным Института массовой информации, куда переданы 17 страниц рукописного предсмертного письма Гончарова, оно адресовано и генеральному прокурору Украины Святославу Пискуну. В письме названы конкретные фамилии виновных, по мнению автора, в убийстве журналиста Гонгадзе. Но учитывая серьезность обвинений и то, что вину человека может доказать только суд, ИМИ не называет этих лиц.
Указано Гончаровым и место, где якобы спрятаны фото-, видео- и магнитофонные записи, касающиеся "указанных преступлений". Хранятся они, по утверждению автора, в "металлической коробке в дипломате и в мешке". Будут ли теперь обнаружены важные улики и попадут ли они к тем, кто искренне хочет торжества объективности и истины в явно затянувшемся "деле Гонгадзе"?
Заместитель генпрокурора Украины Александр Медведько уже заявил, что большая часть информации, изложенной в письме Гончарова, ранее проверена и не нашла подтверждения. В то же время, по словам Медведько, там есть и ряд новых для прокуратуры сведений. Кроме того, выяснилось, что ранее Гончаров четырежды допрошен как свидетель по делу Гонгадзе, однако никакой информации не предоставил, заявляя, что известные ему данные огласит лишь на суде по собственному делу.