Украинцы слишком бедны, чтобы покупать украинскую ягоду. А мы?
Президент России Владимир Путин написал статью «Об историческом единстве русских и украинцев». Президент Украины Владимир Зеленский пообещал найти время ознакомиться со статьей и написать свою... А тем временем в Запорожской области уничтожили урожай черешни. Скажете, варварство? А что делать, если великолепные ягоды не востребованы национальным рынком? В каждом украинском регионе достаточно собственных фруктов, а покупать завозное у людей «нема грошей». Надежда на экспорт в ЕС тоже рухнула, евроквот нет и не предвидится.
О беде земляков рассказал глава Запорожской организации Аграрного союза Украины Анатолий Тиховод: «Фермерам надо освобождать деревья от ягоды, чтобы в следующем году рассчитывать на урожай. Который тоже может оказаться лишним. Оптовики отказались от вкуснейшей калиброванной розовой черешни «Франц Иосиф» за смешные 18 гривен (49 рублей. — «Труд») за кило. Никому ничего не нужно, все пойдет в канаву!»
:Мелитополь — спрятавшееся в садах местечко посреди запорожских степей. Узловая станция, через которую еще недавно катило невероятное множество поездов до Крыма. И чуть ли не каждый турист обязательно покупал на платформе ведерко черешни. Сладчайшие ягоды величиной с бычий глаз.
Сейчас вокзал пуст, поскольку «борцы с оккупантами» разобрали рельсы на Перекопе. Лишь время от времени сезонные плацкарты из Львова везут курортников-галичан на комариные пляжи Азовского моря. Обратно в вагоны набиваются херсонские гастарбайтеры — в Польшу на заработки. Так было не всегда. Люди постарше помнят времена, когда Мелитополь не знал проблем с хорошей, доходной работой. Здешние заводы снабжали деталями весь союзный автопром. Рабочие руки всегда требовались в локомотивном депо, одном из самых крупных на Украине.
А еще щедро дарили урожаем черноземные нивы низовьев Днепра. Этот город недаром называли черешневой столицей — тут самые большие в Европе сады элитной черешни. Брендовый сорт «Император Франц Иосиф» завезли из Австро-Венгерской империи под занавес ХIХ столетия. Незабываемый вкус пропитанных солнцем ягод — в каждом дворе, от окраин до дальних степных горизонтов. Еще четверть века назад жители Москвы считали мелитопольскую черешню лучшей, среднеазиатская и рядом не стояла.
Местный народ рыскал по городку в поисках больших коробок. Насыплешь десяток таких черешней доверху — и прямо после работы, как был в шортах, грузишь в московский вагон. До столицы — ночь с гаком. По-быстрому распродашь или просто скинешь на рынок. Многие успевали на тот же поезд обратно, чтобы не опоздать к следующей рабочей смене.
Хватало пары-тройки рейсов, чтобы одеть детей, собрать на свадьбу, обновить мебель или справить мотоцикл «Восход»! В кошмарных 90-х для местных бюджетников черешневые московские вояжи стали спасением. Квартальные комитеты за литр горилки давали справку, будто товар — из собственного сада. Ягоду москвичам сдавали задешево и быстро — не выдерживает настоящая черешня долгого стояния...
В год, когда Леонид Кучма издал свою книжку «Украина — не Россия», всю украинскую сельхозпродукцию, что вывозилась на московские рынки, обязали сопровождать оригиналом фитосанитарного сертификата и другой заковыристой бумагой. Вскоре Россельхознадзор и Госпотребстандарт ужесточили требования. Для мелитопольских слесарей и учительниц навсегда закончились ягодные рейсы в Москву. Да разве только для них? Больше не везли братьям-россиянам чудесные, медовые помидоры из соседнего Бердянска. Российская таможня непреклонно высыпала отборный товар прямо на приграничную насыпь. Осталось дяде Грише и тете Моте бегать по перрону, униженно протягивая ведерки с фруктами в окна московских вагонов: «Купите, будь ласка, купите!»
Кому от всего этого стало лучше? Есть на северном и южном въездах в Мелитополь два огромных оптовых рынка. Именно тут до Евромайдана грузились черешней автотрейлеры на Москву и Санкт-Петербург. Российские коммерсанты были почему-то исключительно кавказского происхождения — естественно, со всей нужной документацией и специфическими замашками. Не раз на «опте» вспыхивала резня. Заезжие беспредельщики давали лишь половину минимальной цены. Ногами опрокидывая товар, скалились: «Иначе сгниет все ваше...»
В итоге мелитопольский торг захлебнулся кровью. Украинские власти демонстративно подогнали спецназ: бронежилеты, каски, автоматы. У людей силой «выкупили» товар по 4 гривны за кило. На что жить после «братского» грабежа? А вскоре националистические медиа выставили колоритные фото. Смуглые, в оскалах физиономии заезжих бизнесменов и подпись: «Вот лицо России!».
Знаете, как едят черешню? Насыпают ее в глубокую миску доверху, с горой. Не поместившиеся тугие ягоды гулко скачут по столу. Черешней надо объедаться — и все равно на следующий день захочется опять! Только так ваши вымазанные черешневым соком дети получат нужный витамин, будут здоровы и сильны.
Грустная картина — Страстной бульвар, московская мама с кулечком, где 300 граммов дорогущей узбекской черешни на всю семью. Чуть дешевле — в сетевых дискаунтерах. На упаковке честно указана страна-производитель: Турция. Обратите внимание, как долго лежит нынешняя московская черешня. Неделями не портится на солнечных прилавках. Какими же консервантами нужно напичкать ягоду, чтобы получить этот немеркнущий глянец? Понятно, опытный покупатель разберется в качестве товара. Например, очень неплохи ростовские абрикосы. Только ценник у них в пять раз выше, чем в Запорожье. А никому не нужный запорожский абрикос падает на землю, устилая сады медовым ковром так, что объевшиеся забродившей сладостью пьяные осы не могут летать.
Давно не вспоминает о Белокаменной черешневая Украина. Выбрасывает в грязь свой урожай. Спрятаны куда подальше затертые записные книжки с московскими адресами, порваны человеческие связи, никто не звонит и не едет. Мелитопольские степняки выучились выживать другими способами. А базары российской провинции успели забыть о «хохляцких» помидорах, абрикосах, черешне. На прилавках — сплошной Азербайджан, для которого зеленый свет и никаких запретов.
Вместо послесловия
Конечно же, южная ягода — сущая мелочь в глобальном геополитическом раскладе. Только есть под Мелитополем база ВВС. Расквартирована тут 25-я бригада транспортной авиации — самая большая и боеспособная на Украине. Ее давно привлекают к операциям НАТО. Пилоты стажируются в Штатах, постоянно летают в Германию, участвуют в войне в Донбассе. А совсем недавно мелитопольские экипажи Ил-76МД были задействованы в Афганистане при выводе контингента альянса «Решительная поддержка». Одновременно осваивают взлетные полосы Украины американские летчики. Говорят, им очень понравилась мелитопольская черешня.