Эксперты бьют тревогу: стрессы пилотам гражданской авиации противопоказаны
Все последние дни в интернете бурно обсуждается происшествие в Шереметьево, где пассажир рейса Москва — Анталья открыл люк аварийного выхода в лайнере, ожидавшем вылета. На борту отказала система кондиционирования, под палящим солнцем самолет нагрелся так, что пассажиры стали задыхаться, и один из них решился на неадекватный поступок... Между тем в «крылатой отрасли» есть проблемы, остающиеся за кадром. Корреспондент «Труда» выяснял у специалистов, как в условиях нестабильного «пандемийного» графика работы обеспечить работоспособность экипажей гражданской авиации.
Опытные водители знают: если пару недель не садиться за руль, то понадобится время, чтобы снова себя уверенно чувствовать на дороге. С началом пандемии в гражданской авиации то закрывают, то снова открывают маршруты, и многие пилоты недели и месяцы проводят в вынужденном отпуске. Эксперты считают, что в таких условиях нужны особые меры подготовки экипажей к полетам, чтобы обеспечить безопасность пассажиров в воздухе и на земле.
Анонимный сигнал в рамках Системы добровольных сообщений по безопасности (ASRS) НАСА, похоже, вписывается в ситуацию, сложившуюся в авиа-перевозках на фоне перманентного карантина. Второй пилот, забывший активировать систему противообледенения, признается: «Из-за длительных простоев я потерял навыки, которые, казалось мне, навсегда врезаны в мою память. Но я ошибался. Понадобилось время, чтобы повторно изучить стандартные рабочие процедуры».
Ничего удивительного, считают наши авиационные эксперты. Когда расписание меняется и нарушен режим труда и отдыха, возникает стрессовая ситуация, а длительные простои приводят к потере навыков. Специалисты приводят случаи из последнего года, когда отрасль лихорадило во всем мире: «Пилот при посадке приближает самолет к ВПП на слишком большой скорости... Экипаж забывает получить разрешение диспетчера перед снижением». И это не такие уж редкие ошибки. Значит, в условиях, когда расписание постоянно меняется, авиаперевозчикам следует планировать режим повторного обучения, а пилотам — снова и снова повторять эксплуатационные процедуры производителя самолета и компании.
Как сообщили вашему корреспонденту в Международном консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов», вопросами эмоционального состояния экипажей сегодня всерьез занимаются психологи. Исследования обозначили ряд «пандемийных» факторов, приводящих пилотов к стрессовым ситуациям, — от страха потерять работу до ухудшения личных отношений из-за нарушения рабочего режима.
А вот еще один неожиданный повод для душевных потрясений: стало больше времени на общение с супругами и семьей. Казалось бы, радоваться надо, но... Вдруг обнаруживается, что людям, годами живущим в регулярных разлуках, непросто подолгу находиться под одной крышей. А силу привычки никто не отменял.
Пандемия заставила психологов под другим углом зрения взглянуть на недавние ЧП. Никто всерьез не удосужился выяснить, чем все-таки руководствовались пилоты авиакомпании «Победа», когда в чистом ноябрьском небе над Нефтекамском изобразили фаллос. А особо дотошным журналистам, донимавшим вопросами о странном кульбите, в пресс-службе компании намекнули, что пилоты таким образом продемонстрировали солидарность с капитаном питерского «Зенита» и сборной России Артемом Дзюбой. Странную, конечно, форму выбрали для демонстрации чувств, тут действительно психолог нужен или даже психиатр.
Конечно, можно сколько угодно состязаться в острословии, если забыть о том, что пилотам доверили свои жизни сидящие в салоне пассажиры. Шутки за штурвалом обошлись слишком дорого экипажу и пассажирам Ту-134, упавшего под Куйбышевом в октябре 1986 года. Причины той катастрофы расследователей шокировали. Оказалось, командир заключил пари со вторым пилотом, что сможет посадить самолет вслепую, исключительно по приборам. Метеоусловия для визуальной посадки были самые благоприятные, но спорщики для «чистоты эксперимента» закрыли шторками окна в кабине. Командир был летчиком опытным, но все-таки ошибся в расчетах. Посадка вслепую завершилась трагедией: из 93 пассажиров и членов экипажа выжить посчастливилось лишь 24.
О том, как командиру пассажирского судна не удалось справиться со стрессом и к чему это привело, может рассказать и катастрофа 14 сентября 2008 года. Тогда неподалеку от аэропорта Перми рухнул Boeing 737, выполнявший рейс из Москвы. В авиакомпании «Аэрофлот Норд» сразу заявили о большом опыте у экипажа. Однако неладное пассажиры заметили еще до взлета. Одна из летевших на этом злополучном рейсе перед взлетом в СМС знакомому пожаловалась, что командир судна разговаривает как «совершенно пьяный человек». Но дело было не в выпивке. На самом деле пилот трое суток толком не отдыхал, страшная усталость вылилась в неадекватное поведение. Разбирая записи переговоров из «красного ящика», следователи установили, что КВС в полете матерился, путал координаты и названия эшелонов. А при подлете к аэродрому на высоте 1200 метров вдруг взял штурвал на себя и попытался выполнить «бочку». Такого маневра гражданский лайнер просто не выдержал:
Судя по всему, в условиях карантина нам еще долго придется летать, а пилотам — управлять самолетами. Поэтому авиаэксперты помимо призыва усилить работу психологических служб в гражданской авиации формулируют элементарные способы борьбы со стрессами, которые могут быть полезны и каждому из нас. Перед полетом и любым другим ответственным делом важно хорошенько выспаться. Постарайтесь не ссориться с близкими, тем более по пустякам. А еще по возможности ограждайте себя от дурных новостей из информационных лент и из телевизора, особенно перед сном.
P.S. Правда, есть плохие новости, от которых не спрячешься. На этой неделе Росавиация в рамках мер по предотвращению распространения СOVID-19 потребовала, чтобы пилоты и бортпроводники сдавали ПЦР-тесты не реже одного раза в 72 часа. Это в дополнение к медосмотрам, которые и так проходят перед каждым полетом. Возражения авиаперевозчиков, что экипажи подменяют друг друга и тестирование внесет еще большую сумятицу в режим полетов, чиновники слушать отказываются. Пилотам мало стрессов?
Вот уже скоро век, как воздушным хулиганам не дает покоя трюк Валерия Чкалова, пролетевшего под Троицким мостом в Ленинграде на легком самолете. В сентябре 1999-го решился на подобное выпускник Ленинградской академии ГА Юргис Кайрис. На Су-26 он пролетел под десятью мостами над рекой Нерис и завершил программу «мертвой петлей». Трюкач получил в подарок от спонсоров автомобиль марки Volkswagen.
В 1976 году в Новосибирске пилот Владимир Серков после развода решил отомстить бывшей жене. Ревнивец угнал со стоянки Ан-2 и, набрав высоту, пошел на таран дома, где она проживала. Погибли и сам камикадзе, и невинные люди.