В пятницу вечером представители вооруженных сил Турции заявили, что полностью захватили власть в стране; в разосланном по электронной почте пресс-релизе говорилось о том, что целью переворота является защита демократии в стране. Мятежникам удалось частично взять под свой контроль два главных турецких города – Анкару и Стамбул, захватить ряд СМИ и взять в плен ряд важных лиц из правительства и армии страны. Тем не менее, с громкими заявлениями военные поторопились – уже к утру мятеж был подавлен, а более 1,5 тысяч восставших взяты под стражу.
Вертолеты над городами и преждевременные заявления
Первым тревожным звонком стали вертолеты, замеченные в небе над Анкарой вечером в пятницу; также сообщалось о том, что два моста через пролив Босфор в Стамбуле заблокированы при помощи военной техники.
Первым попытку переворота подтвердил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым; он заявил, что власти страны полностью контролируют ситуацию. «Те, кто это сделал, заплатят самую высокую цену», - заявил Йылдырым в эфире телеканала NTV.
Вскоре СМИ сообщили, что представители ВС Турции распространили по электронной почте пресс-релиз, в котором заявили о взятии власти в стране в свои руки. Мятежники называли себя «Движение за мир дома»; было заявлено, что власть временно будет осуществлять «Мирный совет». В пресс-релизе мятежники отметили, что все международные соглашения остаются в силе.
Солдатам удалось захватить здание турецкой государственной телерадиокомпании (TRT); в ее эфире было объявлено о том, что мятежники намерены в ближайшее время разработать новую конституцию Турции. Также военные установили контроль над зданием «Партии справедливости и развития» – правящей партии Турции.
Эрдоган призывает к бунту
В первые часы переворота от президента Турции Рейджепа Эрдогана ничего не было слышно. Сообщалось, что он находился в отпуске; прозвучали предположения о том, что президент покинул страну – они, впрочем, оказались неверными. Эрдоган на самом деле отдыхал; по данным телекана CNN Turk, отель в Мармарисе, где находился президент на момент начала событий, подвергся атаке.
После начала переворота Эрдоган попытался вернуться в Анкару на самолете, однако он не смог приземлиться – военные контролировали аэропорт. Президент обратился к народу через FaceTime; в эфире телеканалов он заявил, что переворот организовала «незначительная группа военных» и призвал народ выходить на улицы. «Все люди в аэропортах, поднимайтесь, я жду вас на улицах. Мы прорвемся», - процитировал его слова премьер-министр Турции в своем Твиттере.
Люди против танков
Многие сторонники нынешней власти последовали совету президента страны и вышли на улицы Стамбула и Анкары; в Интернете начали появляться ролики о том, как люди пытаются остановить танки и прочую военную технику. На стороне действующей власти выступили также часть военных, полиция и спецназ; стало понятно, что ситуация вряд ли завершится без крови.
На улицах Анкары начали завязываться перестрелки между полицией и военными; раздавались взрывы. Во втором часу ночи по московскому времени начали появляться сообщения о первых погибших.
Повстанцы обстреливали здание парламента страны из вертолета, но лояльным президенту силам удалось его подбить. Также сообщалось о бомбе, сброшенной на здание президентского дворца в Анкаре. Мятежникам удалось захватить здание Dogan Media и взять в заложники нескольких его сотрудников; тем не менее, около четырех часов ночи стало понятно, что перевес совсем не на стороне восставших. Военные начали складывать оружия; появились сообщения о первых арестах.
В четыре часа утра президент Эрдоган обратился к прессе и народу в аэропорту Стамбула. Он пообещал, что страна «не окажется в руках оккупантов». «Все кто причастен к попытке (переворота) понесут самое суровое наказание, вне зависимости от того, какие структуры они представляют», - заявил президент, отметив, что правоохранительные органы уже преступили к задержаниям.
«Попытка переворота провалилась. Правительство полностью контролирует (ситуацию)…Многие из вовлеченных военнослужащих арестованы в Анкаре», - цитирует ТАСС слова вице-премьера страны Мехмета Шимкека.
«Президент, которого привело к власти 52% населения, держит ситуацию под контролем, правительство, приведенное к власти народом, также держит ситуацию под контролем. Их попытка не удалась, поскольку мы выстояли против них», - подвел итог попытки переворота Эрдоган.
Последствия и виноватые
В настоящее время ситуация в Стамбуле и Анкаре успокоилась; тем не менее, есть сообщения о выстрелах в отдельных районах столицы Турции. Власти страны продолжают считать погибших: на данный момент известно о 194 жертвах переворота, среди которых 104 заговорщика и 90 участников столкновений, в том числе 41 полицейских, 47 гражданских лиц и двое военных. Один из военных генералов, принимавших участие в перевороте, был уничтожен; имя его не уточняется.
Сообщается о задержании пяти генералов и 29 полковников ВС Турции; всего было задержано не менее 2,8 тысяч военных. Премьер-министр Бинали Йылдырым, комментируя произошедшее, отметил, что была предотвращена «большая беда» и все участники понесут ответственность. «Этот случай вскрыл очень многое в Турции. Этот случай стал вызовом и важным опытом для нашей турецкой демократии, показал, насколько важна наша независимость, и мы показали это всему миру. Те, кто перекрыл улицы, мосты в Стамбуле, те, кто вывел войска, те, кто противостоял этой попытке государственного переворота, и те, кто отдал свою жизнь в противостоянии заговорщикам, мы никогда не забудем», - цитирует его слова агентство «Интерфакс».
Пока неизвестно, кто стоял во главе попытки переворота. Сам Эрдоган обвинил в мятеже своего давнего противника, имама Фетхуллаха Гюллена. Говоря о мятеже, президент отметил, что Турция «не та страна, в которой можно управлять путчем из Пенсильвании» – именно там с 1999 года проживает Гюллен.
Сам проповедник обвинения отверг. «Я самым решительным образом осуждаю попытку военного переворота в Турции. Мне, как человеку, который со страданиями пережил многочисленные военные перевороты, особенно больно быть обвиненным в связях с попыткой такого мятежа. Я категорически отвергаю эти обвинения», - заявил он.