В Петербурге прошел первый сольный концерт неофициального фаворита конкурса имени Чайковского
Несколько волн соискателей лишнего билетика мыкались вечером минувшего вторника перед Концертным залом Мариинского театра. Разновозрастная толпа страждущих осаждала администратора — давно не виданный ажиотаж сопровождал первый сольный концерт 24-летнего французского пианиста Люки Дебарга. Лауреат пятнадцатого Международного конкурса имени Чайковского (IV премия), он завоевал еще и специальный приз Московской ассоциации музыкальных критиков, а главное — горячую любовь публики. И петербургская аудитория в этом смысле проявила полную солидарность с московской.
Удивительным образом Люка Дебарг завораживает самых разных своих слушателей. Когда он коснулся клавиш, в зале царила благоговейная тишина, и этот трепет сопровождал весь концерт. Такое даже с опытными мастерами случается нечасто. В подобные минуты к тебе возвращается наивная юношеская вера в то, что мир прекрасен и мы живем исключительно среди отзывчивых, красивых, ярких, добрых, тонко чувствующих людей...
Сопровождаемый бурей аплодисментов, Дебарг исполнил Седьмую сонату Бетховена, Первую сонату Метнера и триптих «Ночной Гаспар» Равеля. Всегда поражает внятность музыкального языка Бетховена, но тут было что-то изумительное. Соната Николая Метнера, не знакомая мне (я не музыкант, хотя классическую музыку очень люблю), в интерпретации этого пианиста тоже казалась прекрасной, понятной, выстраданной. Сложнейшую для исполнителя музыку Равеля Люка передал легко, без всякого пафоса и заигрывания с публикой, чего порой не избегают и знаменитые исполнители.
Преподаватель Люки, русский профессор Парижской высшей школы музыки им. Альфреда Корто Рена Шерешевская, воспитанница Московской консерватории (ученица Льва Власенко) считает его гением, виртуозом, ошеломительным чудом. Ведь Люка начал занятия на фортепиано совсем поздно, в 11 лет, тогда как в наше время и 6-летний порог уже считается критическим, позже виртуозность развить почти невозможно. А профессиональным музыкантом юноша решил стать всего четыре года назад — до того думал посвятить себя изучению литературы и искусства. Сумел выстоять в жесткой конкуренции на конкурсе им. Чайковского, став самым обсуждаемым его участником.
Баловнем судьбы его не назовешь: родители в разводе, сыну не помогают, он вынужден бегать по городу, давая частные уроки. Под Парижем живут бабушка с дедушкой, которые отдали внуку свою спальню, чтобы он мог хотя бы отдыхать, а сами ушли спать в автоприцеп. Перед конкурсом, по словам Шерешевской, бабушка ему открыла, что их семья бежала из России во время революции. Не отсюда ли такая любовь к русской музыке, которой уже сейчас много в его репертуаре?
Концерт Люки в Петербурге стал подарком, наградой, откровением — и для искушенных зрителей тоже. В перерыве можно было наблюдать, как профессор Петербургской консерватории, народный артист РФ, пианист Павел Егоров, давая интервью на сцене Концертного зала, говорил телевизионщикам что-то взволнованное и очень лестное по поводу исполнителя. В конце публика бушевала, пианист раз пять бисировал, довел всех до экстаза, закончил джазовой импровизацией, и, видно было по губам, неслышно по-русски говорил: «Спасибо!» Ушел со сцены, счастливо улыбаясь, словно всё это далось ему совсем просто.
Остается добавить, что концерт в Петербурге — знак новых веяний в организации конкурса Чайковского, сопредседателем которого в последние годы стал Валерий Гергиев. Знаменитый дирижер помогает лауреатам получить яркие ангажементы, и логично, что первым из них стало выступление уникального француза с русской музыкальной душой в стенах руководимой Гергиевым Мариинки.
P.S. А в Москве послушать Люку Дебарга можно будет 22 декабря в Светлановском зале Московского Международного Дома музыки. Этот ангажемент и есть тот самый приз музыкальных критиков столицы.