Российский кинопрокат-2010: 7 главных тенденций года

«Труд» оценивает новые тенденции в отечественном кинопрокате.

Триумф Дауни-младшего

2010-й стал годом Роберта Дауни-младшего. Немного неожиданная, но очень притягательная трактовка образа Шерлока Холмса принесла Роберту «Золотой глобус», что еще больше укрепило дух актера, окончательно завязавшего с нехорошими излишествами.

В российском прокате «Шерлоку Холмсу» Гая Ричи не удалось занять того места, которое он заслуживал. Зато «Железный человек-2» с тем же Робертом Дауни в главной роли вошел в десятку самых кассовых картин, несмотря на то что вышел почти одновременно с «Предстоянием» Никиты Михалкова.

Некоторые однозальные кинотеатры жертвовали показом картины Джона Фавро ради того, чтобы уступить место «Предстоянию», иначе сборы были бы еще больше. Сам Дауни намеревается через некоторое время отойти от актерства и начать делать в кино что-то не связанное с продуктом массового потребления.

Впрочем, в ближайшие годы он вряд ли будет плотно заниматься собственной студией: Гай Ричи уже объявил о съемках сиквела «Шерлока Холмса», а Джон Фавро собирается снимать «Железного человека-3».

Уходим в трехмерное пространство

Законодателем моды на формат 3D стал, естественно, «Аватар» Джеймса Кэмерона, собравший в России более 114 миллионов долларов, а в мире — 2 миллиарда 727 миллионов. Именно после «Аватара» к трехмерному кино пристрастились не только дети, но и взрослые.

Уже в марте 2010 года в 3D вышел мультфильм Святослава Ушакова «Белка и Стрелка: Звездные собаки» (его сборы составили 6221 тысяча долларов), в октябре планируется к выходу триллер Антона Мегердичева «Темный мир».

Первые отечественные трехмерные ласточки достойны уважения, хотя пока не делают таких сборов, как зарубежные 3D-картины, создающие почти полный эффект присутствия и определяющие новый этап в развитии кинематографа.

На 32-м Московском международном кинофестивале в этом году впервые был показан фильм в 3D — это «Гадкий я» Пьера Коффина и Криса Рено. А первое место в десятке самых кассовых фильмов российского кинопроката занимает еще одна 3D-картина — «Шрек навсегда», снятая Майком Митчеллом. За семь недель проката она собрала в России 1 573 850 470 рублей.

Ешь и смотри

Одной из неожиданных тенденций мирового кинематографа можно назвать увеличивающееся количество картин о еде. Ощутить вкус пищи экран не позволяет, но еда — хороший способ поговорить со зрителем о чем-то более важном и глубоком.

В наш прокат в этом сезоне вышли фильм «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» (за роль в нем Мэрил Стрип получила «Золотой глобус»), «Душевная кухня» Фатиха Акина о владельце ресторана, который вместе с кухней своего заведения улучшает и собственную жизнь, а также мультфильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», заставивший перечитать рассуждения философа Бодрийяра об обществе потребления.

Еда может быть символом жизни, любви, смерти или культурных различий — например, этой осенью в прокат выходит картина Райана Мерфи «Ешь, молись, люби» по бестселлеру Элизабет Гилберт, где все три слова имеют равную важность.

На крупных кинофестивалях появляются даже программы, целиком состоящие из подобных картин, и этим летом в их число вошел ММКФ, где были показаны южнокорейская «Вегетарианка» и японская «Еда и девица».

Жизнь франшиз

Помимо продолжающейся «сумеречной» саги одной из главных франшиз последних лет были истории о Шреке. В 2010-м картиной «Шрек навсегда» эпопея завершилась, но зрители лелеют надежду на то, что зеленый огр еще вернется.

Киновозвращения этого года позволяют говорить о связи поколений: Роберт Родригес в качестве продюсера произвел перезапуск франшизы о хищниках, начавшейся в конце 80-х картиной Джона Мактирнана «Хищник» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

Другая культовая картина, «Кошмар на улице Вязов», возродилась благодаря режиссеру Сэмюэлу Байеру, который задался целью вернуть молодежи страх: «Сейчас Фредди Крюгер превратился в водевильный персонаж. Но когда я вспоминаю, какой ужас он вызывал у людей моего поколения, мне хочется до смерти напугать современных молодых зрителей».

Особенно поржать

Среди отечественных картин зрителей по-прежнему привлекают комедии. С начала 2010 года в десятку самых кассовых фильмов вошли картины «О чем говорят мужчины» и «Наша Russia: Яйца судьбы». Первый замыкает десятку, второй занимает шестое место — отказываться от немудреных шуток зритель пока не намерен.

Вот ему и новая радость: начаты съемки картины Кирилла Кузина «Самый лучший фильм 3 ДЭ», который действительно будет снят с использованием 3D-оборудования, а суть его вновь составят пародии на отечественные фильмы и телепередачи.

Если проанализировать всю кинопродукцию, сделанную разными выходцами из Comedy Club, то оба «Самых лучших фильма» вряд ли можно назвать самыми лучшими. Спасут ли третью часть приглашенные Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, не ясно. Впрочем, за кассу «Самого лучшего фильма 3 ДЭ» можно не беспокоиться.

Расскажу тебе сказку, дружок

«Алиса в Cтране чудес», своеобразно переиначенная Тимом Бертоном, сейчас находится на втором месте кассовой десятки. К концу 2010 года в десятку наверняка войдут еще несколько сказок и фэнтези — одного из самых любимых зрителями всего мира жанров.

В этом году снят последний кадр саги о Гарри Поттере, но создатели диснеевского фильма «Ученик чародея» не дали палочке упасть на землю. Иронически подхватили эстафету и назвали главного героя своей картины, волшебника Бальтазара Блейка, «Гарри Поттером на пенсии».

В этом сезоне вышла и картина Вадима Соколовского «Книга мастеров», где режиссер попытался объединить различные сказки и фэнтези. И хотя он не слишком преуспел, вряд ли «Книга мастеров» забудется, ведь это первый отечественный фильм студии Disney.

Грядущий расцвет артхауса?

Флагманом движения в сторону артхауса остается Александр Роднянский: ему принадлежит контрольный пакет акций компании «Кино без границ». Этот продюсер планирует в конце 2010 года запустить платный телеканал, который будет транслировать артхаусное кино.

Роднянский уверен, что интерес к таким фильмам в России высок и аудитория канала способна составить до 2 миллионов человек. Главный вопрос состоит в том, где взять столько качественного артхауса. Это будет не единственная возможность посмотреть авторское кино.

Государственный фонд поддержки кинематографа, выделивший не так давно восьми избранным студиям по 250 миллионов рублей, предложил по 30 миллионов из этой суммы потратить на съемки авторского кино. При этом глава фонда Сергей Толстиков дал понять, что к качеству этого кино также отнесутся серьезно: «Фильмы должны быть такими, чтобы после них не хотелось утопиться в ближайшем пруду».

Самые кассовые фильмы года в России