ЗАКОН ПРОТИВОГАЗА

В последнее время о злоупотреблениях сотрудников милиции говорят все чаще. О грехах своих подчиненных милицейские генералы, конечно, знали и раньше, однако с решительными мерами медлили. И вот наконец, кажется, началось: операция "Оборотни в погонах", на очереди гаишники и ряд других служб. Однако "под колпаком", как это бывало и раньше, обычно оказываются столичные стражи порядка. До провинции у контролеров руки не доходили. Министру внутренних дел Борису Грызлову, возможно, покажется достойной внимания эта история, случившаяся далеко от Москвы.

Во время нашего разговора Сергей выкурил, кажется, пачку сигарет. Нелегко ему было вспоминать то, что произошло с ним в последнюю неделю в Улан-Удэ, столице Республики Бурятия. Семь дней, проведенные в милиции, перечеркнули все его представления о людях в погонах, о чести и законности.
С СУДОМ, НО БЕЗ СЛЕДСТВИЯ
Сергей Киракосян был вызван повесткой в местное отделение милиции поселка Таксимо в субботу вечером. Удивился: "Почему в выходные"? Однако в назначенные десять тридцать утра воскресного дня явился на беседу. Разговор с приехавшим из МВД РБ сотрудником длился недолго, но Сергею показалось, что майор почему-то тянет время. Вопросы задавались о девушке Ольге К., убитой в марте этого года. Она была подругой жены Сергея и в тот злополучный поздний вечер возвращалась именно от них. По дороге домой убийца выстрелил ей в спину. Сергей в то время, как показывают свидетели, находился дома и добавить к уже известному следователям ничего не мог.
Беседа закончилась, и его попросили выйти в коридор, где он и увидел мать потерпевшей.
- Я отошел в сторону, так как эта женщина пыталась обвинить меня в причастности к убийству. Вот и в этот раз она начала ругаться. Отмалчивался, понимая, что женщина, потеряв дочь, может быть не в себе. Она кричала: "Если бы мы были не в милиции, то убила бы тебя..." На провокации я не реагировал...
Его снова пригласили в кабинет, а через некоторое время сопроводили в камеру. Без объяснений. Родителей, всполошившихся за сына и примчавшихся в ОВД, успокоили: утром, мол, выпустят. Но утром, в понедельник, Сергея повезли в суд. И полной неожиданностью стало постановление о виновности в совершении административного правонарушения (он, оказывается, "грубил" матери убитой) и наказание в виде административного ареста - десять суток.
Дальше все происходило молниеносно: судья Муйского райсуда, единолично рассмотрев протокол об административном правонарушении, вынес постановление, и через пятнадцать минут милицейский "уазик" мчал узника в аэропорт. За "нецензурную брань в общественном месте" ему, как уголовнику, надели наручники и тайком, не поставив в известность ни жену, ни родителей, в сопровождении двух сотрудников МВД РБ "этапировали" в Улан-Удэ. К чему такая спешка?
ДОЗНАНИЕ С ПРОТИВОГАЗОМ
Когда самолет был уже в воздухе, Сергей вымолил, чтобы его отпустили в туалет. Успел подбежать к знакомому и попросил передать родителям, что его отправили в Улан-Удэ. Понимал, что поездка ничего хорошего не сулит. Так оно и случилось. В одном из кабинетов республиканского МВД сразу начали допрашивать. По его словам, грубо, настойчиво намекая: напишешь явку с повинной, что заказал, мол, убийство, - отпустим. Видимо, кому-то крайне необходимо было побыстрее закрыть дело, а Сергею определено стать жертвой в этой игре. Его били - грамотно. Как говорят: поменьше синяков и ссадин. Надевали противогаз, а потом пережимали шланг, чтобы не поступал воздух. Вечером того же дня Сергей написал то, что продиктовали ему люди в погонах.
На вопрос "Зачем ты это сделал?" -теперь он виновато отвечает: "Надеялся, что завтра придет прокурор, я расскажу правду и меня отпустят". На ночь его определили в изолятор временного содержания к уголовникам, а наутро привезли на допрос к прокурору. "Не подводи нас" - таков был наказ сотрудников МВД. Но он их ослушался. Рассказал, что его вынудили написать "чистосердечное признание". Сергей пытался убедить следователя прокуратуры, чтобы тот поверил в случившееся с ним и даже указал на приоткрытый сейф, где хранился противогаз. Следователь прокуратуры отправила Сергея на судмедэкспертизу, где освидетельствовали телесные повреждения. Затем вернули в ИВС.
ТЫ - "ВШИВЫЙ"
"Ну что, Серега, ты, оказывается, "вшивый", - зловеще усмехнулся опер. И допрос с пристрастием продолжился. Поздней ночью, измученного и опустошенного, опять препроводили в ИВС. Таким подавленным он и предстал перед адвокатом, который в среду утром приехал в изолятор. В этот же день в Улан-Удэ прилетели и родители. В МВД мать Сергея упала на колени, умоляя оперуполномоченных объяснить, за что и почему ее сына конвоировали в Улан-Удэ и содержат в камере? В четверг адвокат добился, чтобы Сергея перевели в спецприемник. Допросы на следующий день стали вестись корректно, появилось и оправдание у оперов: "Привезли в Улан-Удэ, потому что хотели пропустить через детектор лжи".
В последующие дни родители ходили по инстанциям: писали жалобы в прокуратуру РБ, министру МВД РБ, дошли до депутата Народного Хурала от Муйского района, пришли в редакцию. Мы, в свою очередь, связались с начальником криминальной милиции МВД РБ Петром Мордовских. У него шло совещание, вероятно, поэтому Петр Степанович был лаконичен: "В понедельник вылетаю в командировку в Северобайкальск и Таксимо. Там и разберусь". В пятницу вызволить из спецприемника Сергея так и не удалось. Выходные дни прошли в тревоге. А в понедельник судья Верховного суда РБ Усенова, рассмотрев жалобу адвоката Бураева, вынесла постановление об отмене предыдущего постановления судьи Муйского райсуда и потребовала немедленно освободить Сергея Киракосяна из спецприемника МВД РБ...
БУКВА ЗАКОНА
Его тут же выпустили. В редакцию отец заехал с сыном. Рассказывал отец о том, как двадцать с лишним лет назад приехал на БАМ строить дорогу и свой поселок Таксимо. И как в этом поселке он встретил свою любовь. Поженились с Тамарой, и шестым по счету ребенком появился их сын. Даже в тяжелые годы перестроек и дефолтов не растерялись и завели свое дело. Однако больно смотреть, говорит он, как растет безработица, выплескивая на улицы сотни бамовских строителей. Пьянство, грабежи и убийства стали в последние годы обыденным явлением...
В этой истории с семьей Киракосян очевидно одно: милиция старалась раскрыть хоть одно преступление из совершенных в поселке. Но каким методом? Найти повод для задержания и с помощью кулака выбить признательные показания. Для того был спланирован весь этот спектакль с задержанием Сергея и скоропалительным решением суда об административном аресте на десять суток. Но в каком законе говорится, что на эти десять суток можно конвоировать в Улан-Удэ или еще куда человека, совершившего административное правонарушение? Где сказано, что необходимо сажать его в ИВС к уголовникам? Каким законом предусмотрен допрос с применением физического насилия и использованием противогазов? Оперы пригрозили Сергею: "Ты от нас не уйдешь"! Он вышел благодаря настойчивости родителей, которые всех подняли на ноги. Закон победил. Только надолго ли? "Мы боимся, что история еще не закончилась", - сказали напоследок родители. Что им возразить?
P.S. 5 июня прокурор Советского района Улан-Удэ В.Сухоруков, рассмотрев заявление Т. Киракосян и адвоката В. Бураева о возбуждении уголовного дела против сотрудников УУР МВД РБ Вахромеева А.В. и Балдынова И.В. постановил: отказать.