Даже столичные аттракционы перестали гарантировать безопасность любителям острых ощущений. В прошлом году на праздновании Дня города внезапно остановилась цепная карусель - пострадали восемь человек, двое из них с сотрясением мозга загремели на больничные койки. В Сокольниках на итальянской катальной горе несколько детей также получили травмы.
Череда трагических эпизодов началась тогда, когда аттракционы стали предметом бизнеса. В той же столице продолжают расти как грибы развлекательные фирмы-однодневки. Гастроли "Луна-парков" рассчитаны, как правило, на несколько недель, и задача у гастролеров одна - собрать как можно больше денег. О безопасности посетителей они думают меньше всего. Между тем Российская ассоциация парков и производителей аттракционов уже признала опасными для жизни цепную карусель "Вихрь" и "Тарзанку" - это когда тебе обеспечивают полет вниз головой как минимум с высоты башенного крана.
Между тем небезопасны и 90 процентов всех прочих сезонных аттракционов, поскольку они давно отработали свой нормативный срок. Их ремонт доверяют чаще всего совершенно случайным людям - слесарям и сборщикам, привыкшим иметь дело с отечественными унитазами, а не с заморскими "Осьминогами" и "Дикими поездами". К тому же к этим "Осьминогам" не приложены элементарные инструкции на русском языке.
Не секрет, что большая часть аттракционов - сэконд-хенд, по дешевке купленный за границей. И как проявит себя неведомый, к тому же уже побывавший где-то в употреблении механизм, предугадать сложно. Главный же отечественный производитель - Ейский завод "Аттракцион", десятилетиями снабжавший парки отдыха во всех уголках СССР нехитрыми качелями-каруселями, - прекратил массовый выпуск своей продукции десять с лишним лет назад.
На Западе производство развлекательной техники можно сравнить с монтажом ракеты. Там для этого используются авиакосмические технологии, лазеры... Чтобы заинтересовать избалованного потребителя, конструкторы постоянно совершенствуют ноу-хау и непременно увеличивают скорость. Кабинки "американской горки" с ходу в течение первых двух секунд разгоняются до 80 километров в час. Но и за безопасность граждан на Западе несут ответственность как производители этих сумасшедших аттракционов, так и организаторы всех шоу, в которых они используются.
У нас нет никакой страховки. Покатавшись на парочке каруселей в Кузьминском парке, я заработала основательные синяки. Фиксатор сиденья и отдаленно не напоминал ремень безопасности, поэтому во время вращения меня болтало, как ложку в стакане.
- Основная причина аварий - пресловутый человеческий фактор, - говорит помощник генерального директора Ассоциации парков и производителей аттракционов Инна Бегма. - Речь идет об элементарных вещах - нарушениях инструкций операторами, неосторожном поведении посетителей. Бывает, что отказывают тормоза, отключается электроэнергия. Но самое печальное то, что до сих пор нет даже ГОСТов, в которых были бы прописаны сроки эксплуатации аттракционов, порядок их проверки и ответственность фирм, предлагающих гражданам прокатиться.