Стране недалеко до экономической катастрофы. Приведет к ней небывалый рост государственного долга, огромные расходы, связанные с членством в Евросоюзе. Придется повысить налоги и принудить Национальный банк печатать "пустые" деньги. И все это может быть уже в будущем году. Такую картину рисуют многие польские экономические обозреватели.
Не странно ли? Ведь еще совсем недавно Польшу называли "европейским тигром": вследствие знаменитой "шоковой терапии" экономика взяла стремительный разбег. Валовой внутренний продукт (ВВП) рос ежегодно на 7 - 8 процентов, увеличивали производство частные предприятия, укреплялся злотый, наблюдался бум потребления, польские магазины стали не отличаться от западных. Бешено росли инвестиции, как внутренние, так и внешние. Что ни год более полумиллиона поляков становились автовладельцами. Снижалась безработица.
Внешне экономика страны производила впечатление здоровой и процветающей. На самом же деле, как выяснилось, показного благополучия она достигла, живя в кредит. Об этом свидетельствовал платежный баланс: импорт рос гораздо быстрее экспорта, дефицит достигал 5 - 6 миллиардов долларов.
Затяжные реформы административного устройства (когда были укрупнены воеводства), здравоохранения, не совсем удачно переведенного на страховую медицину, образования, пенсионного обеспечения привели к тому, что бюджет стал жадным пожирателем доходов, полученных в частном секторе. И без того недостаточные резервы капитала пришлось частично использовать на компенсацию потерь от корявых реформ. В результате темпы роста снизились до 1 - 2 процентов в год, на улице - 3,3 миллиона безработных. "Тигр" оказался линялой кошкой. Поработали над этим превращением и необузданная бюрократия, коррупция, попустительство по отношению к хронически убыточным госпредприятиям. Все это отпугнуло иностранных инвесторов, которые сказали: хватит!
И это после того, как они вложили в польскую экономику с 1990 года до наших дней 260 миллиардов злотых (по сегодняшнему курсу это около 65 миллиардов долларов). Но последовал откат. Ждали, что концерн "Пежо - Ситроен" построит новый завод в польском городе Радомск, а он, к великому изумлению Министерства экономики, переменил решение и выбрал словацкую Трнаву. Почему? Посчитали, что это ответ французов на отказ закупить у них боевые самолеты "Мираж". Трезвые экономисты говорят, однако, что если бы и закупили "Миражи", все равно имели бы проблемы с получением автозавода. Польское правительство не научил опыт с японской "Тойотой", которая тоже в последний момент предпочла поставить свой завод в Чехии.
Рекламной завлекаловки о "сорокамиллионном рынке" Польши уже недостаточно, чтобы заманить иностранный капитал. До недавнего времени почти половина из 20 - 27 миллиардов долларов, которые ежегодно попадают в форме прямых инвестиций в Центральноевропейский регион, доставалась Польше. С 2000 года все чаще соперничество с ней стали выигрывать соседи. Если в Польше на душу населения приходится в год 1584 доллара прямых инвестиций, то в Венгрии - 2554, а в Чехии - 3505 долларов. Это данные Всемирного банка. Польша стала менее выгодным рынком вложения капитала. Существенная причина - более высокая стоимость труда. Среднемесячная зарплата здесь, по данным того же банка, составляет 487 долларов, тогда как в Чехии - 354, в Венгрии - 307, в Словакии - 273.
Сменявшие друг друга у власти политические силы покупали спокойствие в обществе путем "социальных взяток". Израсходовали они на это в переходный от социализма к капитализму период, то есть с 1990 года, ни много ни мало 250 миллиардов злотых (более 62 миллиардов долларов). Дотации сельскому хозяйству - 100 миллиардов, на поддержку нерентабельных шахт - 50, поддержка металлургии, тяжелой и военной промышленности - 40 и т.д.
Благодаря этому удалось погасить тысячи забастовок. А общество продолжает требовать - дай! Из последнего социологического опроса следует, что 80 процентов поляков ожидает от государства большей помощи и опеки. И оно старается дать, особенно коллективам так называемых "взрывоопасных" отраслей - шахтерам, сталеварам, судостроителям, в среде которых акции протеста вспыхивают, как спички.
Бесконечное задабривание то тех, то других социальных групп отвлекает финансовые ресурсы от участия в развитии экономики. Дефицит бюджета достиг 40 миллиардов злотых (около 10 миллиардов евро) - это 5 процентов ВВП. А в будущем году, по прогнозу Минфина, может достичь 60 - 70 миллиардов. Только на обслуживание государственного долга, который в течение прошлого года увеличился на 17 процентов, ныне надо истратить 26 миллиардов злотых. А еще придется платить ежегодный членский взнос в Евросоюз в размере 7 миллиардов евро.
И вот недавно правительство рассмотрело программу стабилизации финансов. Инициатором выступил профессор Гжегож Колодко, недолго посидевший в кресле министра финансов. Он предложил использовать для частичного покрытия бюджетного дефицита 9 миллиардов злотых из резервов Национального банка, а также отказаться от индексационных механизмов, накручивающих спираль расходов. В чиновничьих кругах настороженно было воспринято предложение вернуть под контроль бюджета множество внебюджетных фондов, а также так называемые специальные средства, пользуемые на премирование управленческого аппарата.
Предложение ликвидировать почти все льготы обернулось-таки правительственным скандалом. Премьер-министр поставил в вину министру финансов, что в расходную часть проекта бюджета не включены обязательные дотации пенсионным фондам, и решил передать функции координатора экономической политики от Минфина Министерству экономики. Колодко возмутился и ушел в отставку. Его план "завис".
Стагнация еще не повод для паники, считает Витольд Орловский, руководитель группы советников президента Польши. Кризис не будет даже в том случае, если Минфину не удастся совладать с бюджетным дефицитом и в 2004 году он увеличится до 60 миллиардов злотых (7,5 процента ВВП). Ничего же не произошло с Чехией и Венгрией, которые безнаказанно экспериментировали последние 10 лет с дефицитом, достигавшим 10 процентов ВВП. Величина долга все еще не угрожает экономической стабильности страны, поскольку правительство в состоянии обслуживать его. По сути, перекрывать новыми долгами. Но страна же вступила в Евросоюз, а там кредиты дешевле. Слабое, но утешение.