К моменту, когда подписывались базовые соглашения о параметрах раздела Черноморского флота, российская сторона продолжала обслуживать 8 из 42 маяков, оказавшихся на украинской территории, 86 из 248 навигационных знаков, 74 из 664 плавучих предостерегательных знаков. И, между прочим, на содержание только тех из них, что установлены в районе нашей главной базы в Севастополе, ежемесячно расходовала и продолжает расходовать порядка 150 тысяч гривен (около миллиона рублей). Остальные средства навигационного обеспечения без особых дипломатических церемоний в годы флотской смуты забрал себе Киев.
В итоге сегодня с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания не только военных кораблей, но и гражданских судов ситуация на Черном море создалась весьма непростая.
Наши моряки настаивают: решение должно быть дипломатическим и принимать его надо на высоком уровне. Киев выбрал свой путь - судебных исков. Первый из них в арбитражный суд Севастополя был подан еще в декабре 1999 года. Однако тогда украинским судьям показалось, что данное дело "не подведомственно арбитражным судам", и они не приняли его к рассмотрению. Но генеральная прокуратура Украины проявила настойчивость, и уже хозяйственный суд Крыма вынес желательное для нее решение.
Командование Российского флота намерено обжаловать нынешний вердикт как не решающий проблему в целом и создающий прецедент пересмотра параметров раздела советского военного наследства на Черном море. Кроме того, наблюдатели обращают внимание на такой красноречивый факт. Решение об изъятии у черноморцев новой партии военного имущества принято вскоре после нашумевшего заявления заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергея Пирожкова о том, что стремление Киева поскорее интегрироваться в НАТО подразумевает полный уход в ближайшей перспективе российских военных из Крыма. А Россия, дескать, делать этого не намерена и ничего не делает для создания новой военно-морской базы на своем кавказском побережье. Эти слова другие украинские официальные лица постарались если не дезавуировать, то по крайней мере смягчить, отмечая, что вопрос перебазирования ЧФ из Крыма неактуален на ближайшие 17 лет, пока действуют подписанные на сей счет соглашения. Но это слова. А настойчивость украинской генеральной прокуратуры, похоже, лежит как раз в русле той логики, которой руководствовался господин Пирожков.