СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ: ЛЕД ТРОНУЛСЯ?

Такого в стране не было уже больше 10 лет: наконец-то начинает нормально "развязываться" узел проблем, ежегодно возникающих в связи с доставкой товаров в районы Крайнего Севера. Первая добрая весть пришла из Амурской области - северный завоз здесь проходит с опережением графика. Из 153,5 миллиона рублей, выделенных федеральным бюджетом на эти цели региону, 107 уже освоены. Это позволило доставить речными судами в северные районы почти 40 процентов (около 50 тысяч тонн) угля и почти 4 тысячи тонн (более 40 процентов от необходимого) продовольствия. Неплохо идет работа в этом направлении в Архангельской, Магаданской, Томской, Читинской областях, Приморском крае, Еврейской автономной области, в Таймырском и Чукотском автономных округах.

В Красноярском крае, сообщает наш собственный корреспондент Любовь Рак, северный завоз идет четко, без срывов - это приоритетное направление. Доставка грузов по малым рекам уже завершена. В дальние поселки завезено топлива столько, сколько надо. Сейчас баржи идут по Енисею. Как сказал "Труду" Иван Орлов, начальник управления по делам Севера администрации края, завоз практически уже закончен в Игарке, Туруханском и Кежемском районах. В других местах грузы доставляются согласно плану, отступлений от него не предвидится. Кардинальным образом решена задача в Мотыгинском районе - для себя и соседей, города Лесосибирска, уголь в последние два года начали добывать на местном Кукуйском месторождении. Таким образом, 70 процентов необходимого топлива здесь получают без помощи краевых властей.
Что касается автономных округов, дела с северным завозом там идут еще лучше. В Эвенкии, к примеру, он уже завершен - последнее судно прибыло в Туринский речной порт 1 июля. Всего 30 регионов Крайнего Севера (включая Пермскую область), на территории которых проживают около 12 миллионов человек, получат в этом году топлива, товаров народного потребления и продовольствия на сумму почти 9 миллиардов рублей.
Первопричиной столь благоприятной ситуации с завозом, считают в Комитете по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации, стало своевременное финансирование этого направления государственной экономики. В федеральном бюджете текущего года предусматривается поэтапное выделение средств для помощи северянам: до 15 мая - не менее 35 процентов необходимого, до 15 июля - не менее 70 процентов и до 1 ноября - все 100 процентов. Сегодня в холодные регионы поступило уже 75 процентов отпущенных денег. Второй причиной упорядочения работ названа правильная кадровая политика правительства и регионов, когда к организации процесса завоза привлекаются не лихие коммерсанты-рвачи, а настоящие специалисты, серьезные структуры. А еще сравнительно недавно (и долгие годы) северный завоз был своеобразной ямой, куда проваливались большие государственные средства, сроки упускались, люди страдали. Сама система доставки грузов была настолько запутана, обрастала таким числом посредников, что создавала благоприятную почву для разного рода злоупотреблений. Итог каждый раз оказывался печальным - помимо лишений, испытываемых теми, кто и без того живет в крайне суровых условиях, происходило удорожание плохо организованных перевозок.
К примеру, ранее считалось, что к проводке судов с грузами в устья северных рек обязательно требуются мощные ледоколы, стоимость услуг которых оценивается от 100 и больше тысяч рублей в сутки. Нередко накручивали бешеную стоимость на свои услуги. Так же поступали и речники. В результате от 30 до 40 процентов стоимости товаров уходило "в трубу". А что говорить о самолетах, которые посылались на ликвидацию авралов?
Говорит ли это о том, что проблема северного завоза наконец-то вполне улажена? В Комитете по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации относятся к таким выводам с осторожным оптимизмом. Здесь отмечают, что доля средств, выделенных на завоз, в общем объеме Федерального фонда финансовой поддержки РФ понизилась с 6,6 процента в прошлом году до 6,1 процента в нынешнем. Заявленные объемы помощи Минэкономразвития РФ уменьшает, и большая часть расходов перекладывается на дефицитные бюджеты регионов. Важно заключать договора на поставку грузов в самом начале года, потому что летом, как правило, поднимаются цены на горючее и соответственно на доставку. Здесь не грех вспомнить и о самом экономически выгодном маршруте доставки грузов - Северном морском пути, который в 2 раза короче любых трасс (его протяженность 14 280 километров).
Есть в этом деле тонкости, которые требуют централизованного управления в масштабе страны. К примеру, сегодня в общую сумму стоимости северного завоза правительственные чиновники записывают объем бюджетных ссуд, выданных для северного завоза в 1994 - 1995 годах (то есть, по сути, "запах денег"). Требует уточнения специальный коэффициент нормативных расходов топлива, учитывающий продолжительность отопительного сезона.
И, наконец: звучат предложения о создании федерального органа наподобие упраздненного ранее Госкомсевера.