А ведь совсем недавно руководство «Аэрофлота» добивалось изменения Воздушного кодекса, чтобы разрешить допуск в кабины наших лайнеров пилотов-иностранцев. Идея, поддержанная Минтрансом, вскоре с треском провалилась. Те иностранцы, кто все-таки решился попытать у нас летного счастья, быстро смотали удочки, столкнувшись с реалиями российских авиакомпаний. А они таковы, что теперь уже наши летчики, прежде всего командиры воздушных судов (КВС), массово навострили лыжи за рубеж.
Если верить официальной статистике, в Азию, преж-де всего в Китай, из России за последние 2,5 года улетели искать счастья более 300 КВС и инструкторов. Еще 400 специалистов в процессе трудоустройства. Так, из печально известной издевательствами над пассажирами «ВИМ-Авиа» ушли 12 командиров, та же картина в S7, «Уральских авиалиниях», авиакомпании «Волга-Днепр» и даже в «Аэрофлоте».
Попытка журналиста «Труда» поговорить откровенно с летчиками на щекотливую тему не удалась. В авиакомпаниях действует драконовский закон, предписывающий персоналу общаться со СМИ только с письменного разрешения руководства — иначе увольнение, волчий билет. И все же кое-что удалось выяснить.
Почему уезжают? Говорят, вернутся, если наши авиационные власти созреют и о своих пилотах начнут заботиться не хуже, чем в тех же азиатских странах — Китае, Индии или Вьетнаме. Как наши находят работу за рубежом? Откликаются на объявления, на предложения, сделанные персонально во время рейсов за рубежи. Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов уточняет: процесс оформления на летную работу за рубеж длительный, летчик обычно не торопится ставить руководство в известность о своих планах. Нужна справка — сделал, пригласили на тренажер — съездил, на медкомиссию — прошел. Когда все зачеты и документы сдал, пилот продолжает здесь работать, ждет подписания контракта.
Недавно ушедший на заслуженный отдых командир суперджета Владимир Сальников говорит: «А чему удивляться, если у нас на коротких рейсах такой график работы? Вкалываешь шесть дней подряд, потом выходной. Сплошь переработки, сокращенный отдых между полетными сменами: на базе — 12 , вне базы — 10 часов. Норма полетного времени — до 90 часов в месяц. Отпуск — 70 дней в год. А в том же Китае предлагают контракт: шесть недель отработал, три недели отдыхаешь».
Жена ныне работающего в Китае российского пилота (категорически просившая не называть его имени) подтверждает: там зарплата и рабочий график радикально отличаются от нашего в лучшую сторону. И семья отца и мужа чаще видит, и за его здоровье меньше волнуется.
В России считается, что у наших пилотов огромные заработки: у командира — 470 тысяч рублей, у второго пилота — 350 тысяч. Конечно, для нашей страны это немало. Но на мировом рынке такая работа считается вредной и опасной, а потому и оплачивается куда выше: у командира в Корее — до 13 тысяч долларов, а в Китае — до 25 тысяч.
Озабоченность складывающейся на рынке летного труда ситуацией высказывает вице-президент профсоюза летного состава России, экс-командир Ил-62 Альфред Малиновский: «Зачастую сегодня руководство авиакомпании, на балансе которой находятся медики, само определяет медицинскую пригодность летного состава. Летчики же скрывают болячки, чтобы побольше летать и зарабатывать. Кстати, режим у пилотов в советские времена был более щадящим. Полеты ограничивались 60-70 часами в месяц, сейчас же приходится летать по 90 и более часов. И даже при гуманных по современным стандартам условиях смертность летчиков в СССР почти в полтора раза превышала показатель в других профессиях».
Тему подхватывает президент Международного агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников: «Обратите внимание, как ведет себя руководство „Аэрофлота“. Много лет оно конфликтует со своим профсоюзом, требующим справедливого решения проблем летного состава. Бесконечные дрязги, суды. То судились с пилотами, теперь со стюардессами, которые не всегда напоминают дюймовочек. Но за заботой об эстетической стороне не стоит забывать, что в форс-мажорных обстоятельствах именно опытные хозяйки салонов действуют высокопрофессионально и хладнокровно. А у нас, видно, решили проводить в воздухе конкурсы красоты. Годами не решаются проблемы режима и отдыха экипажей, из-за чего те подвержены хронической утомляемости. Не потому ли только в этом году в том же „Аэрофлоте“ увеличилось число грубых посадок — например, в Уфе, Волгограде, Новосибирске...»
Утечка летных кадров из России набирает силу, а министр транспорта Максим Соколов демонстрирует хладнокровие: мол, не волнуйтесь, подготовим новые кадры, у нас хватает учебных профильных заведений. Ему, наверное, не подсказали, сколько времени необходимо, чтобы довести курсанта до КВС. Кто и когда заменит у нас командиров экипажей — большой вопрос.
кстати
В Китае в прошлом году насчитывалось 50,5 тысячи пилотов. По некоторым данным, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тысячи пилотов в год.