Проверки накатывают на студию «Рок» как цунами

Поклонская и Кшесинская не могут поделить Николая II

Вот уже восемь месяцев полыхают страсти вокруг фильма «Матильда», который, кроме его создателей, еще никто не видел. Старт этому утомительному марафону дала депутат Госдумы Наталья Поклонская, почему-то оскорбившаяся за императора Николая II. Посмотрев двухминутный трейлер, она посчитала, что последний русский царь, канонизированный РПЦ за свою мученическую смерть, якобы представлен в картине в непристойном свете, что, по ее мнению, повлечет неминуемое оскорбление чувств верующих. И стала рассылать депутатские запросы в разные инстанции, включая Следственный комитет, с требованием запретить фильм.

Проверки накатывали на студию «Рок», которой руководит постановщик «Матильды», народный артист России Алексей Учитель, с неотвратимостью заранее объявленного цунами. Приходили серьезные люди в форме и в штатском, требовали сотни бумаг, кропотливо изучали документы, читали сценарий, смотрели трейлер. Однажды на студию пришел участковый инспектор, который, не очень представляя тонкости съемочного процесса, первым делом спросил: «Ну, где тут у вас место преступления?» Ему с юмором назвали Екатерининский дворец и другие исторические объекты, где проходили съемки этого масштабного исторического фильма о любви будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской.

Разумеется, ни участковый, ни другие проверяющие состава преступления в действиях творческой группы не находили. Тем не менее запросы от Поклонской сыпались по новой, и всевозможные ревизоры — часто с виноватой улыбкой — вновь возникали на пороге. Режиссер даже горько пошутил однажды, что на разного рода проверки было потрачено столько же средств, сколько потребовали бы съемки дорогого костюмированного фильма.

Чтобы поставить точку в этой затянувшейся тяжбе, творческая группа организовала свою собственную экспертизу, поручив ее специалистам прославленного Санкт-Петербургского университета. Ее результаты были обнародованы на днях в ТАСС, где Алексей Учитель, адвокат Константин Добрынин, исполнители главных ролей — Ларс Айдингер, Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте — провели большую встречу с журналистами.

Всего экспертам, пояснил адвокат, было задано девять вопросов, в том числе и те, что чаще всего звучат в запросах Поклонской. Например, содержатся ли в фильме унизительные, оскорбительные характеристики людей в зависимости от их социальной, национальной или религиозной принадлежности? Есть ли в картине не соответствующая действительности информация о личности императора Николая II и членах его семьи? Содержатся ли в фильме порнографические сцены, пропаганда культа насилия и жестокости? На эти и другие вопросы экспертная комиссия СПГУ дала однозначно отрицательные ответы.

Казалось бы, здесь можно было бы поставить точку в затянувшемся цирковом представлении, как охарактеризовал происходящее министр культуры Владимир Мединский, который в этом затяжном конфликте находится на стороне творческой группы. Но депутат Поклонская, похоже, не намерена сдаваться. Во время «исторической» (по оценке Учителя) встречи с Натальей Поклонской, состоявшейся на приеме в Кремле по случаю Дня России, режиссер пригласил свою оппонентку посмотреть практически готовый фильм (осталось довести до необходимого совершенства сцены с компьютерной графикой), на что получил жесткий ответ: «Никогда и ни в коем случае, мне все мои эксперты расскажут!» «Поэтому разговор получился довольно бесполезным», — с сожалением резюмировал режиссер.

Адвокат Константин Добрынин добавил, что у него складывается впечатление, будто Поклонская сама уже не помнит, в какие ведомства посылала запросы — по крайней мере не может внятно пересказать ответы на них. «Как только депутат поняла, что аргумент об оскорблении чувств верующих нелеп, она начала просить проверять финансово-хозяйственную часть. Уголовный кодекс РФ объемен, уважаемый депутат находится примерно в середине его чтения, посмотрим, в чем еще она нас заподозрит», — горько пошутил адвокат.

А народный артист России Евгений Миронов, исполнитель роли директора Императорского театра, прямо назвал ситуацию с проверками «Матильды» постыдной. «Наступила эпоха невежественности непрофессионалов», — экспрессивно резюмировал актер, добавив, что Поклонской следовало бы заниматься своими непосредственными законотворческими обязанностями, а не участвовать в травле еще не вышедшего фильма.

Похоже, эта точка зрения возобладала уже и в Администрации президента, и в Кабинете министров, и в Государственной думе, где пока вежливо дистанцируются от разоблачительных инициатив бывшего прокурора Крыма. Хотя, как мне кажется, и руководство Госдумы, и политсовет «Единой России» могли бы, что называется, в порядке субординации и партийной дисциплины жестко пресечь чересчур кипучую, непрофессиональную и явно непрофильную деятельность депутата. Пока же руководители Поклонской почему-то стеснялись поставить ее на место, она в конце мая инициировала новую проверку студии Алексея Учителя. Маразм с толпящимися проверяющими у входа на студию продолжается: Точно по пословице: один дурак задаст столько вопросов, что и семь мудрецов не ответят.

Но, как любил повторять классик нашего театра и кино Александр Володин, в любой беде скрывается и нечто перспективное. На волне поднятого Поклонской скандала о «Матильде» не слышал уже, кажется, только какой-нибудь таежный отшельник. Остальные, как говорится, в теме. И теперь на фильм пойдут даже те, кто не отличает Николая II от Николая I, а Наталью Поклонскую путает с Матильдой Кшесинской. Фильм готовится выйти в октябре сразу в 2500 кинотеатрах — и это будет, похоже, самый большой тираж за всю историю нового русского кино.

Так что и от депутатов бывает польза.

P.S. Я в шутку посоветовал Алексею Учителю купить госпоже Поклонской букет роз и коробку конфет — в благодарность за столь мощную бесплатную рекламную кампанию фильма. Он устало ответил, что ценит мое чувство юмора, но предпочел бы обойтись без такой пиар-поддержки...

А в это время

На следующей неделе открывается — уже в 39-й раз — Московский международный кинофестиваль. В рамках полюбившихся киногурманам программ «Восемь с половиной фильмов», «Русский след», «Время женщин», «Эйфория», «Спектр», «Свободная мысль», «Дикие ночи» будут показаны порядка двух сотен новых картин.

Откроется фестиваль индийской историко-приключенческой сагой «Бахубали. Завершение», повествующей о принце Шивуду, которого спасли от смерти и воспитали простые люди. Это первая за многие годы индийская картина на экране ММКФ. А завершится показом новой картины американки Софии Копполы «Роковое искушение», месяц назад получившей приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.

В основном конкурсе — 13 картин из Турции, Дании, Испании, Китая, Аргентины, Финляндии, Турции, Южной Кореи. Три из них — российского производства. В том числе «Мешок без дна» знаменитого художника и кинорежиссера Рустама Хамдамова, снятый по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще», «Карп отмороженный» Владимира Котта с Алисой Фрейндлих, Мариной Нееловой и Евгением Мироновым в главных ролях и «Купи меня» бывшего киевлянина Вадима Перельмана, который в последние годы живет и работает в Америке, но с удовольствием снимает кино и сериалы в России.

В жюри основного конкурса, которое возглавит режиссер и продюсер из Финляндии Йорн Йохан Доннер, вошли режиссер и сценарист Альберт Серра (Испания), победитель прошлогоднего ММКФ, режиссер и продюсер Реза Миркарими (Иран), знаменитая итальянская актриса Орнелла Мути, российский художник, драматург и режиссер Александр Адабашьян и киноэксперт из Германии Бригитта Мантей. Конкурс документального кино под председательством Кристиана Фрая (Швейцария) оценят Алексей Ханютин (Россия) и Юн Джеро (Рес-публика Корея).

В жюри российской кинокритики вошли Ирада Исмаилова, Эльга Лындина, Дмитрий Салынский, Андрей Шемякин и автор этих строк, он же кинообозреватель «Труда».

По традиции в рамках ММКФ проходят ретроспективы выдающихся мастеров мирового экрана. В этом году такая честь выпала на долю Андрея Кончаловского, который недавно порадовал любителей кино глубоким антифашистским фильмом «Рай», а в августе отметит свое 80-летие, после чего уедет на съемки своего нового фильма о титане итальянского Возрождения Микеланджело. Специально для рет-роспективы, которая получила название «Возвышающие истины», лучшие фильмы мастера были отреставрированы и оцифрованы. Их показ пройдет в кинотеатре «Октябрь», который, как и в прежние годы, станет основной площадкой ММКФ.

В нынешнем году фестиваль впервые шагнет за пределы столицы. Жители нескольких крупных городов России смогут увидеть самые громкие премьеры фестивальных программ одновременно с москвичами. Показы пройдут в Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде, Екатеринбурге с 30 июня по 2 июля.