Вот уже восемь месяцев полыхают страсти вокруг фильма «Матильда», который, кроме его создателей, еще никто не видел. Старт этому утомительному марафону дала депутат Госдумы Наталья Поклонская, почему-то оскорбившаяся за императора Николая II. Посмотрев двухминутный трейлер, она посчитала, что последний русский царь, канонизированный РПЦ за свою мученическую смерть, якобы представлен в картине в непристойном свете, что, по ее мнению, повлечет неминуемое оскорбление чувств верующих. И стала рассылать депутатские запросы в разные инстанции, включая Следственный комитет, с требованием запретить фильм.
Проверки накатывали на студию «Рок», которой руководит постановщик «Матильды», народный артист России Алексей Учитель, с неотвратимостью заранее объявленного цунами. Приходили серьезные люди в форме и в штатском, требовали сотни бумаг, кропотливо изучали документы, читали сценарий, смотрели трейлер. Однажды на студию пришел участковый инспектор, который, не очень представляя тонкости съемочного процесса, первым делом спросил: «Ну, где тут у вас место преступления?» Ему с юмором назвали Екатерининский дворец и другие исторические объекты, где проходили съемки этого масштабного исторического фильма о любви будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской.
Разумеется, ни участковый, ни другие проверяющие состава преступления в действиях творческой группы не находили. Тем не менее запросы от Поклонской сыпались по новой, и всевозможные ревизоры — часто с виноватой улыбкой — вновь возникали на пороге. Режиссер даже горько пошутил однажды, что на разного рода проверки было потрачено столько же средств, сколько потребовали бы съемки дорогого костюмированного фильма.
Чтобы поставить точку в этой затянувшейся тяжбе, творческая группа организовала свою собственную экспертизу, поручив ее специалистам прославленного Санкт-Петербургского университета. Ее результаты были обнародованы на днях в ТАСС, где Алексей Учитель, адвокат Константин Добрынин, исполнители главных ролей — Ларс Айдингер, Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте — провели большую встречу с журналистами.
Всего экспертам, пояснил адвокат, было задано девять вопросов, в том числе и те, что чаще всего звучат в запросах Поклонской. Например, содержатся ли в фильме унизительные, оскорбительные характеристики людей в зависимости от их социальной, национальной или религиозной принадлежности? Есть ли в картине не соответствующая действительности информация о личности императора Николая II и членах его семьи? Содержатся ли в фильме порнографические сцены, пропаганда культа насилия и жестокости? На эти и другие вопросы экспертная комиссия СПГУ дала однозначно отрицательные ответы.
Казалось бы, здесь можно было бы поставить точку в затянувшемся цирковом представлении, как охарактеризовал происходящее министр культуры Владимир Мединский, который в этом затяжном конфликте находится на стороне творческой группы. Но депутат Поклонская, похоже, не намерена сдаваться. Во время «исторической» (по оценке Учителя) встречи с Натальей Поклонской, состоявшейся на приеме в Кремле по случаю Дня России, режиссер пригласил свою оппонентку посмотреть практически готовый фильм (осталось довести до необходимого совершенства сцены с компьютерной графикой), на что получил жесткий ответ: «Никогда и ни в коем случае, мне все мои эксперты расскажут!» «Поэтому разговор получился довольно бесполезным», — с сожалением резюмировал режиссер.
Адвокат Константин Добрынин добавил, что у него складывается впечатление, будто Поклонская сама уже не помнит, в какие ведомства посылала запросы — по крайней мере не может внятно пересказать ответы на них. «Как только депутат поняла, что аргумент об оскорблении чувств верующих нелеп, она начала просить проверять финансово-хозяйственную часть. Уголовный кодекс РФ объемен, уважаемый депутат находится примерно в середине его чтения, посмотрим, в чем еще она нас заподозрит», — горько пошутил адвокат.
А народный артист России Евгений Миронов, исполнитель роли директора Императорского театра, прямо назвал ситуацию с проверками «Матильды» постыдной. «Наступила эпоха невежественности непрофессионалов», — экспрессивно резюмировал актер, добавив, что Поклонской следовало бы заниматься своими непосредственными законотворческими обязанностями, а не участвовать в травле еще не вышедшего фильма.
Похоже, эта точка зрения возобладала уже и в Администрации президента, и в Кабинете министров, и в Государственной думе, где пока вежливо дистанцируются от разоблачительных инициатив бывшего прокурора Крыма. Хотя, как мне кажется, и руководство Госдумы, и политсовет «Единой России» могли бы, что называется, в порядке субординации и партийной дисциплины жестко пресечь чересчур кипучую, непрофессиональную и явно непрофильную деятельность депутата. Пока же руководители Поклонской почему-то стеснялись поставить ее на место, она в конце мая инициировала новую проверку студии Алексея Учителя. Маразм с толпящимися проверяющими у входа на студию продолжается: Точно по пословице: один дурак задаст столько вопросов, что и семь мудрецов не ответят.
Но, как любил повторять классик нашего театра и кино Александр Володин, в любой беде скрывается и нечто перспективное. На волне поднятого Поклонской скандала о «Матильде» не слышал уже, кажется, только какой-нибудь таежный отшельник. Остальные, как говорится, в теме. И теперь на фильм пойдут даже те, кто не отличает Николая II от Николая I, а Наталью Поклонскую путает с Матильдой Кшесинской. Фильм готовится выйти в октябре сразу в 2500 кинотеатрах — и это будет, похоже, самый большой тираж за всю историю нового русского кино.
Так что и от депутатов бывает польза.
P.S. Я в шутку посоветовал Алексею Учителю купить госпоже Поклонской букет роз и коробку конфет — в благодарность за столь мощную бесплатную рекламную кампанию фильма. Он устало ответил, что ценит мое чувство юмора, но предпочел бы обойтись без такой пиар-поддержки...
А в это время
На следующей неделе открывается — уже в 39-й раз — Московский международный кинофестиваль. В рамках полюбившихся киногурманам программ «Восемь с половиной фильмов», «Русский след», «Время женщин», «Эйфория», «Спектр», «Свободная мысль», «Дикие ночи» будут показаны порядка двух сотен новых картин.
Откроется фестиваль индийской историко-приключенческой сагой «Бахубали. Завершение», повествующей о принце Шивуду, которого спасли от смерти и воспитали простые люди. Это первая за многие годы индийская картина на экране ММКФ. А завершится показом новой картины американки Софии Копполы «Роковое искушение», месяц назад получившей приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
В основном конкурсе — 13 картин из Турции, Дании, Испании, Китая, Аргентины, Финляндии, Турции, Южной Кореи. Три из них — российского производства. В том числе «Мешок без дна» знаменитого художника и кинорежиссера Рустама Хамдамова, снятый по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще», «Карп отмороженный» Владимира Котта с Алисой Фрейндлих, Мариной Нееловой и Евгением Мироновым в главных ролях и «Купи меня» бывшего киевлянина Вадима Перельмана, который в последние годы живет и работает в Америке, но с удовольствием снимает кино и сериалы в России.
В жюри основного конкурса, которое возглавит режиссер и продюсер из Финляндии Йорн Йохан Доннер, вошли режиссер и сценарист Альберт Серра (Испания), победитель прошлогоднего ММКФ, режиссер и продюсер Реза Миркарими (Иран), знаменитая итальянская актриса Орнелла Мути, российский художник, драматург и режиссер Александр Адабашьян и киноэксперт из Германии Бригитта Мантей. Конкурс документального кино под председательством Кристиана Фрая (Швейцария) оценят Алексей Ханютин (Россия) и Юн Джеро (Рес-публика Корея).
В жюри российской кинокритики вошли Ирада Исмаилова, Эльга Лындина, Дмитрий Салынский, Андрей Шемякин и автор этих строк, он же кинообозреватель «Труда».
По традиции в рамках ММКФ проходят ретроспективы выдающихся мастеров мирового экрана. В этом году такая честь выпала на долю Андрея Кончаловского, который недавно порадовал любителей кино глубоким антифашистским фильмом «Рай», а в августе отметит свое 80-летие, после чего уедет на съемки своего нового фильма о титане итальянского Возрождения Микеланджело. Специально для рет-роспективы, которая получила название «Возвышающие истины», лучшие фильмы мастера были отреставрированы и оцифрованы. Их показ пройдет в кинотеатре «Октябрь», который, как и в прежние годы, станет основной площадкой ММКФ.
В нынешнем году фестиваль впервые шагнет за пределы столицы. Жители нескольких крупных городов России смогут увидеть самые громкие премьеры фестивальных программ одновременно с москвичами. Показы пройдут в Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде, Екатеринбурге с 30 июня по 2 июля.