Роскосмос решил отказаться от использования широко разрекламированной ракеты при запусках будущих пилотируемых кораблей
На днях в авторитетном немецком еженедельнике «Шпигель» вышла статья под громким заголовком: «Миллиардный проект. Как Россия просчиталась со своей космической стратегией». Публикация посвящена крутому повороту в планах Роскосмоса. Госкорпорация, напомним, решила отказаться от использования широко разрекламированной ракеты «Ангара» при запусках будущих пилотируемых кораблей. Между прочим, на разработку «Ангары» потрачено более 20 лет и 160 млрд рублей. Столько надежд, пламенных заверений — и от ворот поворот?
Вместо «Ангары» для отправки в космос кораблей следующего поколения «Федерация» хотят использовать новый носитель «Союз-5» (другое название, используемое в совместном проекте Казахстана и России, — «Сункар», в переводе с казахского «Сокол»). Впрочем, этой ракеты нет еще и в проекте. И хотя предполагается широкое использование наработок по известному носителю «Зенит» (сборка проводилась на Украине, хотя 85% комплектующих российские), это не копия, а новая ракета. А значит, впереди огромный объем проектных и конструкторских работ, изготовление макетов, организация производства, проведение комплекса наземных, а затем и летных испытаний...
В Роскосмосе оптимистично считают, что в 2022 году «Союз-5» будет готов к выведению в космос корабля нового поколения. Но в головном Центральном НИИ машиностроения эти сроки полтора месяца назад не подтверждались: «В обозримой перспективе новый носитель не может рассматриваться в качестве штатного средства выведения пилотируемого транспортного корабля (имеется в виду ближайшее десятилетие. — «Труд»)». Однако в Роскосмосе, похоже, постарались не услышать специалистов.
Планы изменились и в отношении нового российского космодрома. Ранее торжественно сообщалось: новый корабль будет сразу стартовать с Восточного, первый запуск запланирован на 2021-й. Но сегодня об этом надо забыть. На Восточном не будет ни одного пилотируемого старта в ближайшие 10-12 лет, а возможно, и дольше. Потому что «Федерацию» намечено запускать на ракете «Союз-5» с Байконура. Это даст большую экономию: там уже имеется старт для «Зенитов», который нужно лишь модернизировать. С Восточного же пилотируемые полеты начнутся только после создания сверхтяжелой ракеты.
«Строя новый космодром Восточный, — пишет «Шпигель», — Россия хотела обеспечить себе независимость от стартового комплекса в Казахстане.
Однако этим замыслам грозит провал. Космический корабль «Федерация», который со временем заменит пилотируемые «Союзы», будет взлетать по-прежнему с Байконура. Это радикальное изменение в российской космической программе... Мечта о независимом доступе в космос лопается».
Итак, что же происходит в отечественной космонавтике? Почему возникла необходимость в нынешних радикальных переменах? Выделим главный момент — меняющее вектор развития поручение Владимира Путина с требованием ускорить разработку сверхтяжелой ракеты. Это стало неожиданностью для Роскосмоса. Еще пару лет назад Игорь Комаров сообщил, что Россия решила отложить создание супертяжа. Подтвердил это и в прошлом году, заявив, что для такой ракеты не будет реальных потребителей в течение десятилетия, а коммерческого использования не предвидится и вовсе 15-20 лет. Зачем же нам дорогостоящий, но не окупаемый проект?
Скажете, логичный вопрос? Но когда речь идет о внеземных полетах, не все измеряется сиюминутной прибылью. Сверхтяжелые ракеты — это будущее космонавтики. Они нужны и для осуществления проектов, связанных с дальним космосом, и для повышения обороноспособности. Неслучайно американцы, умеющие считать деньги, энергично занимаются созданием мощных носителей Space Launch System (SLS) — первый запуск состоится уже в начале 2019-го. SLS сможет выводить на околоземную орбиту от 70 до 130 тонн полезного груза. Для сравнения: у нас три первые модификации будущего «Союза-5» рассчитаны только на 9-26 тонн.
Россию в этой области может обогнать и Китай. Однако руководители Роскосмоса, похоже, с этим смирились. Игорь Комаров пару лет назад констатировал, что в Федеральной космической программе до 2025 года нет отдельной задачи по созданию такого носителя. Сэкономим...
Но три недели назад все решительно изменилось: появилось поручение Владимира Путина ускорить разработку сверхтяжелой ракеты. И вот на днях стало известно, что пуск сверхтяжелой ракеты намечен на 2028 год, а строительство стартового стола для нее на космодроме Восточный должно завершиться в 2027-м.
Столь демонстративное и принципиальное вмешательство президента в космическую политику Роскосмоса свидетельствует, на мой взгляд, о слабой компетенции руководителей госкорпорации. Это серьезный сигнал для Игоря Комарова. Он пришел из автомобильной промышленности в совершенно незнакомую ему ракетно-космическую сферу в октябре 2013-го. С тех пор прошло 3,5 года. Но и сегодня, по мнению моих собеседников, в управлении космической отраслью не хватает компетенции, масштаба, понимания стратегических приоритетов. Совсем недавно Комаров делился планами до конца 2017-го: «Хотим определить основные задачи и цели с точки зрения реформирования и реструктуризации отрасли: Наверное, затянулся процесс утверждения наших программ, целеполагания и стратегии». Диву даешься: как же можно управлять огромным кораблем, не зная точного курса и цели?
Еще в 2013-м член-корреспондент РАН Виталий Лопота, тогдашний генеральный конструктор РКК «Энергия», сказал мне, что очень нужную стране сверхтяжелую ракету вполне можно сделать к 2017 году. У Лопоты тогда были интереснейшие планы отправки лунного экспедиционного комплекса, создания международного космического порта на околоземной орбите, первого промышленного цеха вблизи Земли, посещаемой платформы в окололунном пространстве. Реализация этих проектов базировалась во многом на использовании сверхтяжелых ракет. Однако никто из руководителей Роскосмоса не заинтересовался этими проектами. Наоборот, в 2014-м Лопоту вынудили уволиться из «Энергии».
Минимум шесть лет потеряла наша страна в спорах о сверхтяжелом носителе. Эту ракету сегодня мы могли бы уже иметь. Да и новый корабль тоже (его планировали запустить в 2017-м), если бы капитаны космической отрасли были компетентны, убеждали руководство страны аргументированно, со знанием дела, как это когда-то умели Королев, Глушко, Мозжорин, Афанасьев...
Недавние решения Роскосмоса по «Ангаре», новому носителю «Союз-5», использованию на Байконуре «зенитного» стартового комплекса для новой ракеты среднего класса разумны. Но, во-первых, потерянные годы не вернешь. Во-вторых, такие виражи порождают дополнительные сложности и имиджевые потери. По словам Александра Железнякова, академика Российской академии космонавтики имени Циолковского, «эти метания создают не очень хорошее реноме для нашей космонавтики и ракетно-космической отрасли». Известный аналитик Андрей Ионин удивляется: только высохли чернила на принятой в прошлом году Федеральной космической программе, как планы Роскосмоса снова кардинально поменялись. «Думаю, эти «окончательные прожекты» не окончательные», — замечает эксперт.
Ясно одно: Россия быстро сдает позиции в космосе. Пока еще возим астронавтов на МКС, но скоро у США будут свои корабли. Китай удивляет завидными темпами освоения космоса. НАСА активно занимается международным проектом окололунной обитаемой космической станции. И доставлять экипажи будут сами американцы, используя свою сверхтяжелую ракету. Здесь уже мы будем проситься пассажирами на борт. А американцы запросто могут вернуть нам ехидную шутку Дмитрия Рогозина про полеты в космос с помощью батута...