Опасность, исходящую от мобильников за рулем, осознали во многих странах
У меня вопрос: почему мобильные устройства, которые изменили нашу жизнь, почти никак не учитываются правилами дорожного движения? Почитаем сводки о ДТП только за последнюю неделю. Самая громкая авария: в Забайкалье 11 июня на выезде на федеральную трассу «Байкал» автобус упал с 30-метрового обрыва: 14 человек погибли, более 20 пострадали, число жертв может еще увеличиться. Говорят, виной тому — отсутствие ограждения и знаков, предупреждающих о дорожных работах. Причины в таких случаях называются разные, а результат один: гибель людей.
Между тем на следующий день после трагедии на трассе «Байкал» перевернулся рейсовый автобус Томск — Парабель: погиб пятимесячный ребенок, 17 человек попали в больницу, четверо в тяжелом состоянии. Представитель перевозчика сообщил, что автобус выехал из Томска в хорошем состоянии, им управлял опытный водитель. В тот же день на трассе М-2 «Крым» в Тульской области со стоявшими на обочине микроавтобусами столкнулся большой автобус, выполнявший рейс «Орел — Москва». Микроавтобус, на который пришелся удар, улетел в кювет. Из 11 человек, находившихся в салоне, погибли пятеро, четверо госпитализированы с тяжелыми травмами. На той же трассе «Байкал» в тот же самый день в ДТП погиб один и ранены четверо...
Это, напомню, всего за два дня. И список далеко не полный. И происходит такое после очередного ужесточения правил пассажирских перевозок и контроля за ними. Что же происходит?
Конечно, во всех этих авариях разберется следствие, огласит причину. В любом ДТП есть три составляющие: человеческий фактор, дорога, техническое состояние транспортного средства. Не исключено, что в катастрофе на трассе «Байкал» присутствуют все три. Потому как автобусы, дороги и люди за рулем у нас далеки от идеала. В отношении водителя забайкальского автобуса возбуждено уголовное дело. Но он уже не ответит, почему опытный, 1962 года рождения, и вроде бы трезвый профессионал съехал с дороги на участке, где нет обочины и отбойников. Спросить не у кого: шофер умер от ран.
Я не претендую на истину, но попытаюсь высказать нетривиальную версию, которая мне, водителю с 40-летним стажем, кажется вполне вероятной, хотя она практически никогда не фигурирует в уголовных делах и сводках ДТП: использование мобильных устройств за рулем. Версия эта основана на личном опыте.
Практически у каждого водителя есть мобильник, планшет, но их никогда не указывают в качестве причин ДТП. Почему? Как мне кажется, по той же причине, по которой ГИБДД практически не обращает внимания на телефонные разговоры за рулем (SMS, переписка в «Фейсбуке» и пр.). Не хочется связываться: штраф 1,5 тысячи рублей, да еще попробуй доказать, что водитель «нарушает».
А тем временем в транспортном потоке постоянно видишь людей, делающих два несовместимых дела одновременно. Обратите, скажем, внимание на авто, тормозящее поток. Наверняка водитель погрузился в чат, пишет SMS, говорит по телефону. Это не влияет на безопасность, возра-зят мне фанаты мобильных устройств. Заблуждение! Научно доказанный факт: только 2% людей на планете способны действовать в режиме многозадачности, то есть делать сразу два дела. И даже эти 2% могут ошибаться. Хорошо, если это ошибки в бухгалтерском отчете, подготовленном во время просмотра футбольного матча. А если это ошибка водителя с мобильником за рулем?
За последние два года мой автомобиль дважды страдал от таких вот «многостаночников». В первый раз молодой человек, не отрываясь от мобильника, задним ходом въехал в мое авто на стоянке. Он садился в машину и начинал движение, не отрываясь от «Фейсбука». Прибывший сотрудник ГИБДД отказался рассматривать эту версию. Больше того, виновник ДТП не был признан виновным и оштрафован. Потому как движение задним ходом по нашим правилам не является нарушением. В довершение он еще и не имел действующего полиса ОСАГО. Так что ему все сошло с рук.
Во втором случае в меня въехала дама, которая также начала движение, глядя в смартфон. Не помогло и то, что я увидел в зеркале надвигающуюся угрозу и попытался уехать от фанатки соцсетей ,- не хватило доли секунды. Характерна реакция дамы: я не виновата, что мне в этот момент позвонили, с каждым такое может случиться...
Действительно, с каждым, поскольку огромное количество водителей не считают за грех использование мобильного устройства за рулем. А чем, собственно, отличается состояние опьянения от болтовни по мобильнику? В обоих случаях человек теряет контроль над дорогой, машиной и своими действиями.
Опасность, исходящую от мобильников за рулем, осознали во многих странах. И борются с этими нарушителями с такой же строгостью, как и с выпивохами. В Великобритании недавно провели исследование, в ходе которого выяснили: автоболтуны создают аварийные ситуации в 4 раза чаще. Власти собираются увеличить штраф за нарушение запрета на использование гаджетов за рулем. Сейчас такие запреты действуют в большинстве стран Европы. Штрафы в среднем 100-150 евро с тенденцией их повышения и ужесточения за рецидив.
В США, где около трети ДТП происходили в результате использования мобильной техники, запреты более радикальны и зависят от транспортных средств и региона. Например, нарушение запрета водителем тяжелого грузовика карается штрафом в 2750 долларов. На Аляске за аналогичное наказание грозит штраф 10 тысяч долларов или год тюремного заключения.
А что же Россия? В 2015 году зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев грозился подготовить законопроект, увеличивающий первый штраф за мобильник за рулем до 5 тысяч, а повторный — до 10 тысяч рублей. Недавно о том же говорил другой зампред комитета, Вячеслав Лысаков, предложивший для начала увеличить штраф до 3 тысяч. Но означают ли эти разговоры, что водители и ГИБДД понимают масштаб проблемы? Пока этого не видно.