ЙОС СТЕЛЛИНГ: "УШАНКА МАКОВЕЦКОГО ТЕПЕРЬ ЖИВЕТ У МЕНЯ"

На втором кинофестивале имени Тарковского "Зеркало" голландский режиссер Йос Стеллинг получил приз за вклад в мировое киноискусство. В интервью "Труду" Йос Стеллинг рассказал о своем интересе к России и о последнем фильме "Душка" с Сергеем Маковецким в главной роли.

- Объясните, почему вы обратились к России, к русскому человеку в шапке-ушанке?
- Дело в том, что мир становится все меньше и меньше, и он такой одинаковый, предсказуемый, скучный. Мне очень хотелось показать в фильме страну, отличную от Голландии, от Европы. Тогда мне показалось, что Россия - это то, что я ищу. Мне очень понравилось в Москве, и в Киеве, и вашей провинции, и на Волге, но я со свойственным мне скепсисом уже начинаю думать, что везде все одинаково. При некотором разочаровании в поисках другой страны я лишний раз убедился, что в России и в Восточной Европе люди более чувственны, поэтичны, у них больше фантазии, чем у западных европейцев. Словом, они романтики, тогда как в Западной Европе и Америке живут прагматики.
- Но русский герой Душка, которого сыграл Сергей Маковецкий, напрочь лишен чувства юмора. Вам не понравилось, как мы шутим?
- Я заметил такой парадокс: русский человек очень любит пошутить над собой, но не любит, когда подшучивают над ним. Хотя Душка не совсем русский человек, более того, его национальность не обозначена: он может быть и украинцем, и белорусом, и болгарином. Главное - у него славянская душа, поэтому он и Душка.
- Как вам работалось с Сергеем Маковецким?
- Очень хорошо. Правда, было одно противоречие между нами, связанное с разными системами актерской игры - русской и европейской. Дело в том, что Сергей наотрез отказывался знакомиться с отснятым материалом, объясняя это тем, что полностью доверяет мне как режиссеру, а я настаивал, чтобы он видел каждое свое появление в кадре. Но это такая мелочь! Главное, что между нами возникло доверие. Сергей был не только актером, но и соавтором картины "Душка". Как правило, это он придумывал все шутки, все нелепые сцены. Кстати, и вашу русскую шапку-ушанку, которую не снимает Душка, тоже принес Сергей. Кажется, эта меховая шапка с ушками принадлежала Сергею, и очень давно. Но когда работа над фильмом завершилась, Сергей подарил эту шапку мне, и теперь она живет в моем голландском доме. Сергей убедил меня в том, что эта шапка - живая, что у нее есть душа. К тому же Сергей показал, как с помощью легкого движения шапка может изменить форму, и это забавно.
- Где находится ваш дом? Вы живете с семьей или один?
- Я уже много лет живу в Утрехте, потому что мне здесь комфортно. Это самый старинный город Голландии, расположенный в центре страны (20 минут до Амстердама). К тому же в Утрехте очень много молодежи, а я обожаю молодежь. К счастью, в этом мире я не один - у меня четверо детей. Хотя все мои фильмы, включая самые известные ("Стрелочник", "Иллюзионист", "Наваждение"), объединены общей темой одиночества. Одиночество - самая страшная болезнь Европы. Открою вам секрет: я обратился к вашей стране, к славянской душе, полагая, что Россия - это подсознание Запада. Я это понимаю, когда слушаю вашу великую музыку, особенно Сергея Рахманинова. Это музыка, которая помогает человеку вернуть его самосознание. Только вот русские люди всячески отрекаются от своего национального мышления, и это печально. Вы слишком много значения придаете тому, что о вас думает Запад, какой у вас там имидж. Глупости-то какие! Когда я говорю, что мне очень нравятся русские люди, вы мне не верите. Почему? В глазах русских читаю: "Как мы можем тебе понравиться, когда сами себе не нравимся?"