"Пришлите комиссара, у моей машины нет фар", - пожаловалась девушка дежурному "Дельты".
Сообщение оказалось правдой, но не всей. Выехавший комиссар не обнаружил на "Тойоте" не только фар, но и решетки радиатора, бампера и капота. Крылья и радиатор охлаждения были изуродованы настолько, словно какой-нибудь "КамАЗ" не заметил "Тойоты" и снес ей весь передок.
- Но хозяйка увидела только отсутствие фар. Она и не обязана разбираться в устройстве автомобиля и особенностях столкновений, - комментирует ситуацию "Труду" Глеб Виленский. - По нашему опыту 99 водителей из 100 не могут правильно самостоятельно оценить ущерб от ДТП. У них просто не хватает для этого знаний.
Европейские правила выплат по ОСАГО, которые будут приняты у нас с 1 июля 2007 года, предполагают оформление аварий самими участниками, без сотрудника ГИБДД. Правда, не всех аварий, а только мелких и средних, ущерб от которых не превышает критической суммы (примерно 25 тысяч рублей). Проблема в том, что ущерб должны будут определить участники ДТП на месте. А сделать они этого в 99% случаев не могут.
Современные автомобили так устроены, что при ударе сзади наружная пластиковая часть бампера "отыгрывает" и остается целой. Разве что поцарапанной. При этом внутри могут быть повреждения на сотни, а то и тысячи долларов. Определить их корректно может только эксперт.
- Смотрите, что будет, - продолжает Глеб Аркадьевич. - Случилось ДТП. Участники посмотрели, оценили ущерб как не превышающий 25 тысяч рублей. Оформили документы. Пострадавший приехал на экспертизу, а ущерба, оказывается, на 100 тысяч рублей. А ДТП оформлено без сотрудника ГИБДД. Страховая компания в этом случае может дать до 25 тысяч рублей, а то и вообще ничего.
На днях в "Дельту" позвонил владелец джипа "Лексус", вспоминает Глеб. Так, для перестраховки. Как потом сказал: "Что-то под ложечкой засосало". В его джип сзади врезался маленький автомобиль "Форд". На первый взгляд - поцарапал бампер. Однако приехавший специалист определил, что на джипе "повело" все стойки. Замене подлежали самые дорогие детали кузова - боковины. Ущерб от пустяковой, на первый взгляд, аварии оказался сопоставим со стоимостью автомобиля - десятки тысяч долларов.
- Все дело в скорости столкновения и точке удара. В нашем случае точка была выбрана так грамотно, что специально не подгадаешь, - пояснил Глеб.
С точки зрения автовладельца, основное новшество ОСАГО по-европейски - это оформление мелких аварий без сотрудника ГИБДД. Для страховщиков важнее другое: с 1 июля ущерб пострадавшему в ДТП будет возмещать его собственная страховая компания. До сих пор это была забота компании водителя, виновного в ДТП. То есть кто продает страховку, тот оплачивает убытки своих клиентов. Поэтому евроОСАГО правильнее называть "прямое урегулирование ОСАГО".
- Теперь, если я купил страховку, допустим, в Ингосстрахе, то пойду туда же за компенсацией, - говорит Глеб Виленский. - Моя компания отнесется ко мне лучше, чем та, в которой застрахован виновный водитель. В противном случае на следующий год я застрахуюсь в другом месте.
Страховым компаниям евроОСАГО тоже выгодно, хотя не всем. С 1 июля клиент будет придирчивее выбирать, у кого купить полис. Если раньше продавец полиса оплачивал убытки пострадавших от своего клиента, то теперь он будет оплачивать убытки своих клиентов. Для автовладельца важно, насколько быстро и профессионально он это сделает. Насколько у него грамотные эксперты, налаженная система рассмотрения документов, удобные центры выплат и главное - сколько ему надо времени от ДТП до выдачи денег. Очевидно, что лучше всех эти вопросы решат крупные компании, а маленькие и их дилеры, выстраивающиеся около зданий ГИБДД, исчезнут.
- Первая пятерка будет контролировать порядка 80% рынка, 15 - 20 небольших фирм. В любом случае вместо сегодняшних 150 страховых компаний по ОСАГО выживет 15 - 25. В очевидном выигрыше будет первая пятерка и пользователи полисов.
Ведущие страховые компании, если и радуются введению евроОСАГО, то виду не показывают. Директора РСА (Российский союз автостраховщиков) говорят, что времени на подготовку нового порядка было слишком мало. Опасаются двух вещей: мошенничества и отсутствия единых стандартов технической экспертизы виновности водителей без привлечения ГИБДД.
По данным различных экспертов, от 10 до 35% всех выплат в отечественном автостраховании получают мошенники. С введением европейской системы "число ложных заявлений увеличится не то что в геометрической, а в сверхпрогрессии". Так считает генеральный директор страховой компании "РУКСО" Александр Кобец.
- Я знаю по опыту своей работы, - разъясняет ситуацию Глеб Аркадьевич, - что сознательных автостраховых мошенников не больше 5 процентов. Они будут мошенничать при любой системе и в любое время. Тому пример - Европа и Америка, где, несмотря на вековой опыт страховых компаний, мошенники забирают 5 - 10% страховых выплат.
В России, по словам Глеба Виленского, в ходу мошенничество не сознательное, а спонтанное. Например, в ДТП помяли крыло, а пострадавший под шумок вписал давнишнюю царапину на двери и треснувшую в прошлом месяце фару. Люди не вступают в сговор со страховым агентом, не страхуют разбитый автомобиль как целый - они просто используют сложившуюся ситуацию...
Грамотный эксперт должен уметь отличить повреждения, полученные в ДТП, от любых других. Но грамотные эксперты в дефиците. А компаниям, вступающим в мир европейского ОСАГО, как воздух понадобится единый реестр таких специалистов. РСА уже создает списки экспертов-техников. Вот только укомплектовать эти списки, чтобы отсечь вал спонтанных мошенничеств, до 1 июля не успевает.
Другое распространенное в России мошенничество можно назвать обманом поневоле, "во имя справедливости". Например, выходит человек утром и видит, что разбиты фары. Один смирится и купит новые. А другой договорится с водителем какой-нибудь "Газели", чтобы тот, сдавая задом, повредил его фары еще раз, уже под выплату по ОСАГО.
- Можно предположить, что в категорию мошенников поневоле попадут многие, не сумевшие корректно оценить ущерб своему автомобилю на месте "мелкой" аварии, - говорит Глеб Виленский. - Например, экспертиза устанавливает ущерб в 50 тысяч долларов, а в протоколе, составленном на месте ДТП, значится меньшая сумма - 25 тысяч долларов. Люди начнут "разбивать" свой ущерб на два и регистрировать одну лишнюю аварию. Без сотрудника ГИБДД это большого труда не составит.
Виленский предполагает, что распространится и такой вид мошенничества: аварию совершил человек, который не вписан в полис, а за выплатой придет тот, чья фамилия там есть. У нас ведь почти никто не покупает полис ОСАГО с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению машиной.
- Разве это невозможно сейчас? - удивился я. - Позвонил владельцу полиса и попросил его приехать на место ДТП раньше гаишника. Ведь виновный в аварии не будет против...
- Теперь - будет, - улыбнулся Глеб. - Потому что, если пострадавший не получит выплат по ОСАГО, у виновного на следующий год не будет повышенного коэффициента.
НАША СПРАВКА
В Германии мошенники забирают от 6 до 8% всех страховых выплат. Французские мошенники ежегодно зарабатывают около 1,5 миллиарда евро. В Канаде - примерно столько же. В США статистика списывает на долю страховых мошенничеств 100 миллионов долларов в год.