ПОДРЕЗАЙ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ!

Почему в 10 раз сократится количество автостраховщиков? Могут ли водители правильно оценить ущерб от ДТП? Нужно ли выписывать страховку на мелкую царапину? Почему важно, кто сидел за рулем? На эти вопросы нашему спецкору ответил коммерческий директор службы автокомиссаров "Группа содействия "Дельта" Глеб ВИЛЕНСКИЙ.

"Пришлите комиссара, у моей машины нет фар", - пожаловалась девушка дежурному "Дельты".
Сообщение оказалось правдой, но не всей. Выехавший комиссар не обнаружил на "Тойоте" не только фар, но и решетки радиатора, бампера и капота. Крылья и радиатор охлаждения были изуродованы настолько, словно какой-нибудь "КамАЗ" не заметил "Тойоты" и снес ей весь передок.
- Но хозяйка увидела только отсутствие фар. Она и не обязана разбираться в устройстве автомобиля и особенностях столкновений, - комментирует ситуацию "Труду" Глеб Виленский. - По нашему опыту 99 водителей из 100 не могут правильно самостоятельно оценить ущерб от ДТП. У них просто не хватает для этого знаний.
Европейские правила выплат по ОСАГО, которые будут приняты у нас с 1 июля 2007 года, предполагают оформление аварий самими участниками, без сотрудника ГИБДД. Правда, не всех аварий, а только мелких и средних, ущерб от которых не превышает критической суммы (примерно 25 тысяч рублей). Проблема в том, что ущерб должны будут определить участники ДТП на месте. А сделать они этого в 99% случаев не могут.
Современные автомобили так устроены, что при ударе сзади наружная пластиковая часть бампера "отыгрывает" и остается целой. Разве что поцарапанной. При этом внутри могут быть повреждения на сотни, а то и тысячи долларов. Определить их корректно может только эксперт.
- Смотрите, что будет, - продолжает Глеб Аркадьевич. - Случилось ДТП. Участники посмотрели, оценили ущерб как не превышающий 25 тысяч рублей. Оформили документы. Пострадавший приехал на экспертизу, а ущерба, оказывается, на 100 тысяч рублей. А ДТП оформлено без сотрудника ГИБДД. Страховая компания в этом случае может дать до 25 тысяч рублей, а то и вообще ничего.
На днях в "Дельту" позвонил владелец джипа "Лексус", вспоминает Глеб. Так, для перестраховки. Как потом сказал: "Что-то под ложечкой засосало". В его джип сзади врезался маленький автомобиль "Форд". На первый взгляд - поцарапал бампер. Однако приехавший специалист определил, что на джипе "повело" все стойки. Замене подлежали самые дорогие детали кузова - боковины. Ущерб от пустяковой, на первый взгляд, аварии оказался сопоставим со стоимостью автомобиля - десятки тысяч долларов.
- Все дело в скорости столкновения и точке удара. В нашем случае точка была выбрана так грамотно, что специально не подгадаешь, - пояснил Глеб.
С точки зрения автовладельца, основное новшество ОСАГО по-европейски - это оформление мелких аварий без сотрудника ГИБДД. Для страховщиков важнее другое: с 1 июля ущерб пострадавшему в ДТП будет возмещать его собственная страховая компания. До сих пор это была забота компании водителя, виновного в ДТП. То есть кто продает страховку, тот оплачивает убытки своих клиентов. Поэтому евроОСАГО правильнее называть "прямое урегулирование ОСАГО".
- Теперь, если я купил страховку, допустим, в Ингосстрахе, то пойду туда же за компенсацией, - говорит Глеб Виленский. - Моя компания отнесется ко мне лучше, чем та, в которой застрахован виновный водитель. В противном случае на следующий год я застрахуюсь в другом месте.
Страховым компаниям евроОСАГО тоже выгодно, хотя не всем. С 1 июля клиент будет придирчивее выбирать, у кого купить полис. Если раньше продавец полиса оплачивал убытки пострадавших от своего клиента, то теперь он будет оплачивать убытки своих клиентов. Для автовладельца важно, насколько быстро и профессионально он это сделает. Насколько у него грамотные эксперты, налаженная система рассмотрения документов, удобные центры выплат и главное - сколько ему надо времени от ДТП до выдачи денег. Очевидно, что лучше всех эти вопросы решат крупные компании, а маленькие и их дилеры, выстраивающиеся около зданий ГИБДД, исчезнут.
- Первая пятерка будет контролировать порядка 80% рынка, 15 - 20 небольших фирм. В любом случае вместо сегодняшних 150 страховых компаний по ОСАГО выживет 15 - 25. В очевидном выигрыше будет первая пятерка и пользователи полисов.
Ведущие страховые компании, если и радуются введению евроОСАГО, то виду не показывают. Директора РСА (Российский союз автостраховщиков) говорят, что времени на подготовку нового порядка было слишком мало. Опасаются двух вещей: мошенничества и отсутствия единых стандартов технической экспертизы виновности водителей без привлечения ГИБДД.
По данным различных экспертов, от 10 до 35% всех выплат в отечественном автостраховании получают мошенники. С введением европейской системы "число ложных заявлений увеличится не то что в геометрической, а в сверхпрогрессии". Так считает генеральный директор страховой компании "РУКСО" Александр Кобец.
- Я знаю по опыту своей работы, - разъясняет ситуацию Глеб Аркадьевич, - что сознательных автостраховых мошенников не больше 5 процентов. Они будут мошенничать при любой системе и в любое время. Тому пример - Европа и Америка, где, несмотря на вековой опыт страховых компаний, мошенники забирают 5 - 10% страховых выплат.
В России, по словам Глеба Виленского, в ходу мошенничество не сознательное, а спонтанное. Например, в ДТП помяли крыло, а пострадавший под шумок вписал давнишнюю царапину на двери и треснувшую в прошлом месяце фару. Люди не вступают в сговор со страховым агентом, не страхуют разбитый автомобиль как целый - они просто используют сложившуюся ситуацию...
Грамотный эксперт должен уметь отличить повреждения, полученные в ДТП, от любых других. Но грамотные эксперты в дефиците. А компаниям, вступающим в мир европейского ОСАГО, как воздух понадобится единый реестр таких специалистов. РСА уже создает списки экспертов-техников. Вот только укомплектовать эти списки, чтобы отсечь вал спонтанных мошенничеств, до 1 июля не успевает.
Другое распространенное в России мошенничество можно назвать обманом поневоле, "во имя справедливости". Например, выходит человек утром и видит, что разбиты фары. Один смирится и купит новые. А другой договорится с водителем какой-нибудь "Газели", чтобы тот, сдавая задом, повредил его фары еще раз, уже под выплату по ОСАГО.
- Можно предположить, что в категорию мошенников поневоле попадут многие, не сумевшие корректно оценить ущерб своему автомобилю на месте "мелкой" аварии, - говорит Глеб Виленский. - Например, экспертиза устанавливает ущерб в 50 тысяч долларов, а в протоколе, составленном на месте ДТП, значится меньшая сумма - 25 тысяч долларов. Люди начнут "разбивать" свой ущерб на два и регистрировать одну лишнюю аварию. Без сотрудника ГИБДД это большого труда не составит.
Виленский предполагает, что распространится и такой вид мошенничества: аварию совершил человек, который не вписан в полис, а за выплатой придет тот, чья фамилия там есть. У нас ведь почти никто не покупает полис ОСАГО с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению машиной.
- Разве это невозможно сейчас? - удивился я. - Позвонил владельцу полиса и попросил его приехать на место ДТП раньше гаишника. Ведь виновный в аварии не будет против...
- Теперь - будет, - улыбнулся Глеб. - Потому что, если пострадавший не получит выплат по ОСАГО, у виновного на следующий год не будет повышенного коэффициента.
НАША СПРАВКА
В Германии мошенники забирают от 6 до 8% всех страховых выплат. Французские мошенники ежегодно зарабатывают около 1,5 миллиарда евро. В Канаде - примерно столько же. В США статистика списывает на долю страховых мошенничеств 100 миллионов долларов в год.