Поразительно: наследие Свиридова будто бы безбрежно и бездонно. То в Питере, то в Москве, а то и в далеких провинциальных городах проходят мировые премьеры его произведений. Георгия Васильевича даже среди равных ему по масштабу великих мастеров выделяло критическое отношение к собственному творчеству. В его архиве - огромное количество партитур, которые он тщательно шлифовал, дорабатывал, делал редакции, но так и не решился при жизни публично исполнить.
К этому ряду относится и "Светлый гость". Для кантаты, задуманной в начале 1960-х, композитор отобрал шесть стихотворений своего любимого поэта Сергея Есенина, написанных в 1916-1918 годах, то есть в революционную пору. А тема революции как главного трагического испытания, посланного России в ХХ веке, была одной из центральных и для Свиридова. Переворот 1917 года им трактовался как кара за грехи общества, а судьбу России он сравнивал с судьбой распятого Христа. Музыкальный материал родился быстро, но лишь к 1979 году композитор решился издать клавир. А надо было еще написать партитуру. Георгий Васильевич чувствовал: для благоговейных, звездно-возвышенных, просветленно-скорбных текстов Есенина нужны совершенно особые оркестровые краски. Оставил множество набросков, по сути, готовых вариантов, но никак не мог остановиться на окончательном...
На Руси есть добрая традиция - заканчивать труд ушедших соратников. И как когда-то Римский-Корсаков с Глазуновым, жертвуя собственными творческими делами, довели до завершения великие оперы Бородина и Мусоргского, так современный русский композитор, профессор Московской консерватории Роман Леденев расшифровал свиридовские эскизы и подготовил оркестровую партитуру "Светлого гостя". Знаю Романа Семеновича не одно десятилетие - это не только великолепный сочинитель, не только профессионал высшей пробы, но и человек истинно русской, свиридовской совестливости. Работа заняла у него несколько лет...
Но результат того стоил. Право, дивные мелодии, чью простую красоту можно сравнить с совершенством иконописных ликов, получили достойную оправу-оклад - воздушные фоны струнных, серебристые звоны рояля, вибрафона, колокольчиков... Добрых слов заслуживают и исполнители - тенор Виталий Таращенко, бас Александр Киселев, капелла имени Юрлова, хор института имени Ипполитова-Иванова, оркестр "Русская филармония" под управлением Александра Титова.
Можно быть уверенными: архив Свиридова, хранящийся в квартире Георгия Васильевича на Большой Грузинской улице в Москве, таит в себе еще много подобных, безвестных пока шедевров.