Процесс дезинтеграции связей Сергей Иванов назвал естественным. Он начался как минимум лет десять назад, когда Киев стал все чаще поглядывать на Запад, стремясь заполучить в его лице стратегического партнера. Еще маршал Игорь Сергеев в бытность министром обороны РФ в 1995-2001 годах старался сделать все, чтобы избежать зависимости от поставок продукции военного назначения из бывших стран СНГ, и прежде всего с Украины. Как бывший ракетчик, он заботился об "автономности" РВСН. Почти все стратегические ракеты, как известно, в бывшем Советском Союзе выпускались на днепропетровском "Южмаше". Поэтому в последние годы львиная доля всех средств гособоронзаказа была брошена на производство чисто российского комплекса "Тополь-М". Это подчеркнул и Сергей Иванов, отметив, что за последние десять лет "уже многое сделано в России по переносу производственных баз и технологий на нашу территорию. В первую очередь это касается РВСН".
Процедура бракоразводного процесса, однако, будет крайне болезненной для обеих сторон. Но в Киеве не могут не понимать, что Украина потеряет гораздо больше, чем Россия. Последнее тому свидетельство - скандал, который разгорелся на проходившем в апреле в Москве IX Международном салоне "Двигатели-2006". На нем Россия подтвердила принятое еще в январе решение полностью отказаться от производства на Украине комплектующих для военных вертолетов. Это вызвало бурное негодование со стороны руководства запорожского моторостроительного объединения "Мотор Сич". Но российская сторона была непреклонна: состояния нашей двигателестроительной промышленности таково, было заявлено на выставке, что "нерешаемых задач для нее нет". Та же логика двигала Москвой и тогда, когда она заявила о выходе из совместного проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70.
Какие потери понесет Россия от разрыва интеграционных связей с украинским ВПК, подсчитать сейчас трудно. Ряд экспертов считает, что речь может идти о 5-8 миллиардах долларов. Не исключено, что свертывание сотрудничества приведет к закрытию двух десятков крупных проектов в области ПВО, ракетостроении, авиации. Но в Киеве, к сожалению, упорно игнорируют вполне очевидные вещи. Российский ВПК способен восполнить всю номенклатуру продукции для армии и флота. А вот украинская "оборонка" Западу объективно не нужна. Она может вообще умереть, как это произошло в некоторых странах бывшего Варшавского договора после их вступления в НАТО.