УМНИК МЭТТ И ШАЛОПАЙ БЕН

Голливуду не привыкать к сенсациям, но на церемонии вручения "Оскаров" в 1997 году случилось такое, что могло происходить только в голливудских же "утешительных", полусказочных фильмах. Два никому не известных парня лет двадцати с небольшим получили золотые статуэтки за лучший оригинальный сценарий, а один из них был номинирован на "Оскара" еще и за исполнение главной роли в снятой по нему картине "Умница Уилл Хантинг".

Этот приз достался мэтру - Джеку Николсону. Но киностолица пополнилась еще двумя звездами, потому что оба автора, сыгравшие написанные ими для самих себя роли, стали сразу нарасхват и как актеры. Кто теперь не знает Мэтта Дэймона и Бена Аффлека? Но, пожалуй, предыстория того, как они прорвались на экран сквозь многотысячные толпы конкурентов, интереснее всего. Шансов у них было примерно как на многомиллионный выигрыш в лотерею.
Они дружили с раннего детства, Мэтту было десять, а Бену восемь лет, жили рядом в предместье Бостона. То есть сначала Бен заочно презирал будущего соавтора: мама все время попрекала его "организованностью" и трудолюбием Мэтта, который якобы даже обед часто готовил сам. Как потом Аффлек говорил, "тот тип подавал дурной пример всей округе". Но, познакомившись ближе, стали неразлучными друзьями. Хотя матери Мэтта, профессору, крупному специалисту по подростковому воспитанию, как раз очень хотелось бы их разлучить: ей не нравилось "разгильдяйство" приятеля ее сына.
Выражалось оно в том, что если Мэтту не положено было терять время даже на игру в кубики, а тем более смотреть телевизор, то Бен делал что хотел. Но когда мать уезжала на какую-нибудь научную конференцию, Мэтт, вечера просиживал у друга, смотрел все телепередачи подряд. И в конце концов друзья решили, что станут киноактерами и будут сниматься вместе.
Красавец Бен Аффлек после окончания школы, поучившись немного в колледже, отправился в Лос-Анджелес и начал обивать пороги киностудий в уверенности, что его внешность и рост откроют ему все двери. Мэтта же мать заставила поступить в престижный Гарвардский университет, что далось ему легко: кроме хорошего домашнего воспитания, у него были большие способности к наукам. Но в сочинении при поступлении он написал: "Сколько себя помню, всегда хотел стать актером..."
Кончилось тем, что, не советуясь с матерью, он бросил учебу и отправился в Голливуд к другу Бену, который перебивался на мелких ролях в третьеразрядных лентах. Мэтту Дэймону больше повезло: его с ходу взяли на роли второго плана в неплохих фильмах "Мистическая пицца" и "Школьные связи". Но после этого застопорилось. И Мэтт придумал: "Если для нас нет ролей, мы их сами для себя напишем". И они засели за сценарий. Писали не торопясь, времени было сколько угодно, это сейчас у них все расписано по дням на годы вперед.
Разослали свою работу по студиям, но везде натыкались на отказ (то-то друзья потом торжествовали над недальновидностью сценарных департаментов). И когда однажды им вдруг позвонил продюсер и предложил 15 тысяч долларов, Мэтту, взявшему трубку, большого труда стоило не завопить от радости и вместо этого твердым голосом сказать: "Миллион долларов, и ни центом меньше! Не считая наших гонораров - главные роли мы будем играть сами". Это было чистой воды фанфаронство: пятнадцать тысяч все равно ничего не решают, а пропадать, так с музыкой...
Дальше пошли чудеса. Месяц спустя опять позвонил тот же продюсер и сказал: "Ладно, ребята, мы решили рискнуть, ваши условия приняты". Дальновидность это была или интуиция, но риск оправдался самым удивительным образом. Авторитет этого кинодельца после оскаровского триумфа его подопечных поднялся до небес. А сами Мэтт и Бен получили долгосрочные контракты и как сценаристы, и как актеры. И началась у них обыкновенная "звездная" жизнь - съемки, тусовки, интервью, романы с актрисами...
Их амурные истории стали одной из излюбленных тем для газет и журналов. Взять, например, роман Аффлека с Гвинет Пэлтроу ("Оскар" за главную женскую роль во "Влюбленном Шекспире"). Мэтту начало казаться, что эта интеллигентная, хорошо образованная девушка хочет разлучить его с другом. Тогда он пошел в контратаку: начал сам напропалую ухаживать за Гвинет, надеясь поссорить их с Беном. Ему, видимо, и в голову не приходило, что Бен может поссориться с ним, а не с ней.
Впрочем, у него были основания верить в нерушимость их дружбы. Аффлек в их паре всегда считался красавцем при росте под 190. А популярнейший журнал "Пипл" в числе ста самых красивых людей планеты назвал не его, а Дэймона. Но Бен не обратил на это "оскорбление" внимания, просто порадовался за друга.
Умная Гвинет, говорят, разгадала игру Мэтта и однажды познакомила его со своей подругой Уайноной Райдер, тоже к тому времени достигшей звездного статуса. Живая, остроумная, красивая девушка произвела на него такое впечатление, что уже через неделю он объявил, что у него в отношении Уайноны самые серьезные намерения. Их связь длилась два года, они даже сообща купили квартиру. Но Уайнона, человек и без того нервный, много пила и частенько прибегала к наркотикам. Произошел странный нервный срыв: она - при своих многомиллионных заработках! - попалась на краже в магазине.
Ее приговорили к трем годам условно и к принудительному лечению в наркологической клинике. А Мэтт на время скрылся от публики и объективов папарацци в другом штате, в доме у Бена Аффлека. Там он познакомился с еще одной красавицей по имени Одесса - помощницей агента Аффлека. И сразу влюбился. Потом - еще, еще, еще, и так до сих пор находится, как о нем пишут, "в свободном полете".
Аффлек вроде бы обрел постоянную пристань. "Вроде бы" - потому, что дважды до этого тоже объявлял о помолвке. Но что-то не получалось у него: Пэлтроу сама оставила его, знаменитая Дженнифер Лопес, получавшая от него царские подарки, вдруг тоже сбежала - ни к кому. Успокоение он нашел с другой Дженнифер - 32-летней киноактрисой Гарднер, с которой вместе снимался как главный персонаж в фильме "Сорви-голова". Сейчас они уже ждут ребенка.
С карьерой у друзей тоже вроде бы все в порядке. И снова "вроде бы" тут уместно. Потому что Мэтт Дэймон опережает своего партнера. Разница между ними наметилась сразу же после их общего звездного часа. Дэймона начали приглашать такие крупные режиссеры, как Фрэнсис Коппола, взявший его на главную роль в ленте "Благодетель". Чуть позже Стивен Спилберг останавливается на его кандидатуре, готовясь снимать "Спасти рядового Райана". В прессе Мэтта начинают называть "новым Марлоном Брандо"...
Бен Аффлек тоже все время снимается, но... в активе у Мэтта, кроме названных, такие блокбастеры как "Талантливый мистер Рипли", два боевика о секретном агенте Борне (третий снимается), "Одиннадцать друзей Оушэна" и "Двенадцать друзей Оушена" - в этих сериях он занят вместе с такими суперзвездами, как Джулия Робертс, Джордж Клуни, Брэд Питт. Гонорары его исчисляются многими миллионами (точные цифры держатся в секрете).
Аффлек тоже не беден, покупает самые дорогие машины, дома, драгоценности, однако разница в том, что известен он через восемь лет после шикарного дебюта просто как "красивый мистер Аффлек", которого не приглашают в проекты класса "А".
Выдержит ли их дружба столь серьезное испытание, покажет время. Но пока трещины в их отношениях вроде бы не видно. Опять это "вроде бы"! Но вполне вероятно, так оно и будет: при всей своей "ослепительности" Бен всегда признавал интеллектуальное превосходство друга детства. Это, между прочим, отразилось и в первом написанном ими - для себя! - сценарии. Вспомните: Аффлек играет хорошего, но недалекого парня, а Дэймон - почти гения.