ЛОЛИТА: ЗРИТЕЛЯ НАДО ЗАВОЕВЫВАТЬ, КАК ЛЮБОВНИКА

Продолжаем публикацию материалов о проблемах отечественного шоу-бизнеса, о причинах экспансии низкопробной "попсы". Разговор, начатый в "Труде-7" известным продюсером, продолжил руководитель одного из музыкальных телеканалов. Сегодня в нем принимает участие популярная певица Лолита Милявская.

- Лола, причисляете ли вы себя к "попсе" и не обидно ли, когда вас так называют?
- Совершенно не обидное слово, я отношусь к нему спокойно. Что такого в том, чтобы петь легкую, популярную музыку? И вообще, я причисляю себя к сфере обслуживания. Моя работа ничуть не отличается от труда официантки, водителя, то есть тех людей, которые обслуживают народ, являясь его частью. Но если когда-нибудь после моей смерти умный дядя в ГИТИСе с кафедры эстрадного отделения помянет мое имя, то он обратит внимание студентов на то, что я в рамках поп-жанра смогла занять совершенно особое место. Мне кажется, я значительно преобразила этот жанр. С одной стороны, режиссурой, преподнося песню как маленький спектакль. А с другой - смогла совместить исполнение с работой конферансье и иногда балетмейстера. И все потому, что этого требовала индустрия развлечений и зрелищ... Но это для студентов ГИТИСа, а для остальных я все равно останусь "попсой".
- Говорят, в шоу-бизнесе живут по волчьим законам. Вас когда-нибудь подставляли?
- Покажите мне бизнес, который не живет по волчьим законам. В других сферах, где деньги вертятся похлеще, случаются и заказные убийства. У нас же слово "подставлять" означает, что кто-то о ком-то может что-то сказать, например, попросить не брать тебя в ту или иную программу, если он близко дружит с тем, кто ее формирует. Но в целом все это легкая порча нервов. Если ты нужен зрителю и на тебе можно заработать, то кто бы что бы ни говорил о тебе, ты все равно будешь при деле.
- Возможна ли дружба в шоу-бизнесе?
- Как и в любой другой сфере. Все зависит от человека. У меня многолетние друзья, с которыми что-то пережито. Как правило, друзьями остаются те, с кем начинал. Просто из-за гастрольных графиков у нас бывают лишь редкие посиделки, а празднования дней рождений постоянно переносятся. После недосыпов при переездах возвращаешься домой с одним желанием - никого не видеть и не слышать, а лишь обнять свою кровать. Так что дружим все больше по телефону...
- Откуда взялись понятия "чес" и "фанера"? Они сугубо русского происхождения?
- "Фанера" есть и на Западе. А вот "чеса" у них точно нет, потому что там сперва цивилизованный бизнес, а потом уже шоу. Их артистам не надо вкалывать по большим и малым городам типа Нефтеюганска и Урюпинска. Они получают приличные доходы от звукозаписывающих компаний, от участия в съемках различных телепрограмм и интервью. Наши об этом и не мечтают. Мы "чесали", "чешем" и будем "чесать" по необъятной стране, а также по еврейским диаспорам из России - по Германии, Израилю, Америке...
Слово "фанера" практически не имеет отношения к тем моим коллегам, кто на эстраде давно. Она исключает живое общение и обмен энергией со зрителем, хотя тот зачастую и не понимает, кто поет под фанеру, а кто живьем. По большому счету, зрителям это все равно, они просто слушают любимую песню. Лично для меня фонограмма означает нетрудовые доходы. Кстати, это еще один признак выживаемости артиста - те, кто работает вживую, совершенствуют свои вокальные данные, распеваются. А те, кто под фонограмму, в конечном результате просто сменяют друг друга, один проект другим. Вот и вся разница.
- Кстати, сейчас не говорят "исполнитель" - все чаще звучит слово "проект". "Звезд" делают из ничего, и поэтому так много бесталанных людей на эстраде. Что это - спрос рождает предложение? Или просто наша эстрада так убога?
- Она убога настолько, насколько и во всем мире. В любой профессии по-настоящему талантливых людей мало. Существуют среднестатистическая масса серых инженеров, строителей, писателей. И я не собираюсь брюзжать с точки зрения человека, которому 41 год по паспорту, 19 лет работы на эстраде, - по поводу того, что у нас много серости и бесталанности. Но, как дитя той, старой, эстрады, человек, воспитанный на театральной школе, я могу сказать, что сейчас общая культурная планка заметно занижена. В этом мире все происходит волнами. Вслед за быстрыми, неэнергетичными "проектами" обязательно вспыхнут личности яркие и мощные. Последняя оценка всегда за зрителем, а его надо удивлять, любить, хотеть и всю жизнь завоевывать - как любовника. Когда зритель предъявит повышенные требования, мобильный шоу-бизнес сразу отреагирует...
А к определению "звезда" я отношусь с иронией. Сделать "звезду" из ничего нельзя, ибо звезда - это что-то холодное и далекое. Это слово можно применить к талантливым людям, к которым уже водят на экскурсии на кладбище. В их отсутствие на Земле до нас доходит свет их таланта сквозь тот материал, который они нам оставили.
- Раньше были худсоветы, которые оценивали содержание песни. Сейчас в эфире звучат тексты типа "йогурты, уйогурты...". Даже Алла Борисовна позволяет себе исполнять композиции чуть ли не с матом. Что это - заигрывание с молодежью или просто нет качественных текстов?
- Народ сошел бы с ума, если бы его потчевали исключительно хорошими, качественными текстами, высокой духовной поэзией. Втайне, при любой власти, всегда за столом пели матерные частушки и втихаря переписывали друг у друга шансон. В том, что вышеупомянутые песни иногда просачиваются в эфир, не вижу ничего страшного. А откровенного мата не видела и не слышала ни по радио, ни по ТВ.
- Почему многие наши известные исполнители, такие, как Малежик, Барыкин, Новиков, Шуфутинский, Анастасия, так редко появляются теперь на телеэкранах? Они не хотят покупать эфир или не в "формате"?
- Понятие "покупка эфиров" давно отсутствует на каналах. Эта тема муссируется, как правило, теми, кого не снимают. Не могу отвечать за политику музыкальных редакций телеканалов, но если ты приходишь с новым материалом и он нравится, тебя будут снимать независимо ни от чего - пола, возраста, предыдущих заслуг... Бывает, что иссякает творческий потенциал, а человек продолжает жить старыми победами. В нашей профессии, как ни в какой другой, сегодняшние достижения перестают ими быть уже сегодня. И каждый раз, уходя со сцены, ты все равно должен задавать себе один вопрос: что дальше? Можно до бесконечности винить радио и телевидение в собственной невостребованности и стоять на позиции "непризнанного гения". А можно на этом не зацикливаться и, говоря языком землекопа, рыть землю.
- Трудно ли зрелому исполнителю держаться достойно на волне "молодых проектов"?
- Могу себя причислить к категории "зрелый исполнитель". Есть одна трудность: оставаться самим собой и не пытаться заигрывать с публикой с помощью новомодных течений, которые меняются в год по два раза. Если ты "изменил своей песне" и не ограничен в новом качестве, зритель забудет, за что тебя полюбил. Ты будешь его раздражать. Если перевести на язык жизни, это как женщина 60 лет вся в подтяжках и в короткой юбке на высокой шпильке. Выглядит хорошо, но двигается как женщина 60 лет.
- Кстати, многие ваши коллеги делают "пластику" лица и прочих частей тела. А вы собираетесь?
- Мне вроде пока рано, нет необходимости что-то делать. Хотя легко рассуждать, когда еще нет показаний... А если бы были, все отрицала бы, конечно. Но в принципе я трусиха и боюсь всего этого.
- В прессе проходит много публикаций о вашей личной жизни - разводе с Александром Цекало, свадьбе и так далее. Даже ваша программа называлась "Шоу разведенной женщины". Вы таким образом выплескиваете эмоции или это пиар?
- Я достаточно откровенный человек, но говорю только то, что нужно сказать, - ничуть сверх того. Мне нравится быть, а не казаться. Терпеть не могу слово "пиар". Никогда им не занималась, не заказывала про себя статьи. Если и пользовалась прессой, то только ради рекламной кампании под какой-то проект, к примеру, выход нового альбома. А это не противоречит законам шоу-бизнеса.
- Зрители видят в вас сильную, оптимистически настроенную, остроумную женщину. Это работа на публику, своего рода маска или вы такая на самом деле?
- Мне не нравится словосочетание "работа на публику". Да, я актриса, и, когда звучит слово "мотор", что-то внутри включается и начинается другая жизнь. Мне очень долго казалось, что я слабая, но мне никто не верил. В результате пришлось стать очень сильной. Жизнь мне не оставила выбора. Как только становилась слабой, нежной и женственной, тут же получала под дых. Женская сила - это всего лишь защитная реакция, которая становится второй кожей и потом вторым "я". Что касается дома и близких мне людей, я предпочитаю быть зрителем: тихо сидеть в уголочке и просто наблюдать за действиями окружающих. После выступлений теряешь много энергетики, а дома ее восстанавливаешь. Говоря молодежным сленгом, "зажигать" круглосуточно мне уже не под силу.