Почти все эти операции проведены на транспорте. В последнее время оперативные службы взялись именно за перевозчиков нелегального товара. Тактика себя оправдывает. Наркокурьеров из стран Центральной Азии готовят к вояжу в Россию долго и тщательно, поэтому везут они, как правило, крупные партии зелья. Если товар не перехватить в пути, он сразу расходится мелкими партиями по притонам и торговым точкам.
Самые крупные партии наркотиков оперативники изымают на автомобильном транспорте - на него приходится 78 процентов всех случаев. Замаскировать смертоносный груз в кузове среди другого товара - довольно примитивный прием, он уже редко спасает от бдительного ока пограничников и таможни. Поэтому все чаще наркотики находят в подвесных контейнерах, в запасной резине. На территории Московской области в рамках одной из международных операций был задержан прибывший из Таджикистана грузовик, в дополнительных топливных баках которого обнаружено 354 килограмма высококачественного героина.
На втором месте по популярности у наркодельцов - железная дорога. Она идеально подходит для нелегального транзита: объем грузов огромный, а время досмотра на границе ограничено.
В аэропортах у наркокурьеров чаще изымают таблетки. Недавно в Домодедове в личных вещах одного из пассажиров было обнаружено 1000 таблеток экстази. Но и "внутриполостной" способ по-прежнему популярен. Рекорд московских аэропортов в прошлом году - 140 капсул с героином общим весом 770 граммов, проглоченных неким гражданином Таджикистана.
Прогнозы в отношении наркотрафика у экспертов неутешительные. Заместитель директора Федеральной службы по наркоконтролю генерал-лейтенант полиции Олег Харичкин в беседе с корреспондентом "Труда" сказал, что объемы перевозок скорее всего возрастут.
- Я только что вернулся из Душанбе, с международной конференции по борьбе с наркотиками, которая проводилась под эгидой ООН. Там назывались такие цифры: в прошлом году в Афганистане под опийный мак было отведено 90 тысяч гектаров, в этом году - уже 120 тысяч. Из этого урожая выйдет примерно 3600 тонн опия. Делим на 10 и получаем 360 тонн чистого героина. Примерно треть пойдет по так называемому "Северному маршруту" - через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан в Россию.
Почти полторы тысячи километров таджикско-афганской границы, проходящей по труднодоступной местности, надежно прикрыть практически невозможно. К тому же опять пошли усиленные разговоры о грядущем выводе российских пограничников из Таджикистана. Это сильно осложнит ситуацию на основных маршрутах перевозки наркотиков. Усиленно обсуждаемый так называемый "пояс безопасности", который вроде бы планируется создать в Центрально-Азиатском регионе, пока еще имеет весьма размытые контуры. А афганский опий нового урожая на подходе.
Поэтому силовики решили начинать "боевые действия" на дальних подступах, выставляя заслоны на дорогах. Межведомственная конкуренция уступает место трезвому расчету: важно объединить свои агентурные, оперативно-розыскные и технические возможности в борьбе с наркоперевозчиками.