ЗА "ЧЕРНОЙ РОЗОЙ" - "РОЗА ЗОЛОТАЯ"

Вот уж воистину: то пусто, то густо. Если в середине "Кинотавра", когда в Сочи случился затяжной шторм, знаменитости разбежались с фестиваля, то ближе к концу на его небосклоне засияли звезды самой первой величины: Никита Михалков, Жан-Клод Ван Дамм, наконец, Орнелла Мути...

Как известно, знаменитую итальянскую актрису ждали на "Кинотавре" еще в прошлом году, но тогда она повредила ногу и не смогла приехать. Самое занятное, что и в этот раз нога чуть не подвела кинодиву, уже, правда, в Москве: она оступилась на лестнице...
Но, к счастью, все обошлось, и Орнелла Мути изящной, легкой походкой вошла в конференц-зал гостиницы "Жемчужина", где ее нетерпеливо ожидали журналисты. Сославшись на трудный перелет из Рима в Москву, а затем в Сочи и на кратковременный сон "всего два-три часа", она вежливо отказалась снять темные очки, опасаясь, видимо, кругов под глазами. Напрасно один из авторов этих строк расточал актрисе комплименты, восхищаясь ее свежестью и красотой, - Орнелла Мути была непреклонной.
Надо сказать, что восторги журналистов были вполне искренними: сорокашестилетняя актриса на диво хороша. Мать троих детей, бабушка, души не чающая в своем внуке, она сохранила великолепную фигуру, бархатную кожу, волнующий воображение голос. Не случайно на сочинском рынке, который актриса посетила до встречи с журналистами, ее узнавали, говорили комплименты, дарили цветы и фрукты...
- За свой внешний вид мне приходится все время бороться, - сказала Орнелла Мути. - Ведь в жизни так много соблазнов...
К таким соблазнам, безусловно, относится знаменитая итальянская кухня, искушающая актрису аппетитными блюдами, но она старается не злоупотреблять мучным, сладким, жирным. В былые времена Орнелла сама прекрасно готовила, но заботы о фигуре и многочисленные семейные дела постепенно заглушили ее кулинарный талант. Во время редких праздничных пикников обязанности повара берет на себя ее супруг, по слухам, красавец мужчина и галантный кавалер.
К слову, Орнелла Мути была и остается тонкой ценительницей мужского шарма. Ей повезло в жизни: она снималась вместе с Аленом Делоном, Жераром Депардье, Адриано Челентано, Микеле Плачидо, Сильвестром Сталлоне... Сегодня она восхищается американским актером Аль Пачино. На "Кинотавре" она ближе познакомилась с Олегом Янковским. Надо ли удивляться, что на торжественной церемонии закрытия фестиваля, куда актриса явилась уже без очков, сияя прекрасными глазищами, ее попросили вручить приз за лучшее исполнение мужской роли. По счастливому стечению обстоятельств на сцену поднялся как раз Олег Янковский - он был премирован за фильм "Приходи на меня посмотреть", который он поставил вместе с Михаилом Аграновичем и в котором сыграл главную роль.
Итальянская звезда, разумеется, ни в чем не виновата, она выполнила чисто техническую функцию, но само решение жюри вызвало немало вопросов. В частности такой: имеет ли право президент "Кинотавра", каковым является Олег Иванович, выставлять свою картину в конкурсе и получать призы? Жюри, возглавляемое Марком Захаровым, главным режиссером театра "Ленком", где работает Янковский, решило, что имеет. Широкая кинематографическая общественность засомневалась, в кулуарах начались пересуды...
К слову, это было далеко не единственное спорное решение жюри. В частности, оно напрочь не заметило такие значительные произведения "авторского" кино, как "Москва" Александра Зельдовича, "Второстепенные люди" Киры Муратовой, "Конец века" Константина Лопушанского... Зато поощрило специальным призом фильм "Даун хаус" Романа Кочанова - издевательски-хулиганское переложение великого романа Достоевского "Идиот" на язык молодежного стеба. Многим было мучительно неловко смотреть этот, с позволения сказать, фильм, герои которого, вдохновленные некогда могучим пером гения, нынче пересажены на современную почву и весь фильм, извините, только жрут текилу, ширяются, блюют, громко пускают газы... Настасья Филипповна все время изъясняется словечками типа "жопа", "говно", "дрочила", князь Мышкин и Аглая, прижатые внезапно нагрянувшей малой нуждой, дружно писают на Воробьевых горах, а в финале Мышкин и Рогожин аппетитно поедают запеченное в духовке бедро убиенной Настасьи Филипповны... И этот фильм, с редкостным единодушием осужденный "либеральной" и "консервативной" критикой, - в призеры?! В образцы для подражания?
А какие такие выдающиеся достоинства нашло жюри в скромной, милой, но начисто лишенной всяческой жанровой, тематической новизны картине "Президент и его внучка", тоже удостоенной специального приза жюри? Ну, еще одна сладенькая рождественская сказочка, которых сегодня снимается несметное множество. Может, члены жюри, среди которых замечены популярный телеведущий, удачливый писатель и еще немало разношерстного народа, в кино не ходят? Или, чего доброго, сыграло свою роль то пикантное обстоятельство, что режиссер фильма Тигран Кеосаян сразу после премьеры закатил банкет для жюри на виду у всего фестиваля? Не хотелось бы так думать...
По общему мнению, не лучшую картину на своем веку снял и Карен Шахназаров, удостоенный на фестивале второго по значению приза жюри. Его картину "Яды, или Всемирная история отравлений" уже приходилось рецензировать в "Труде". Чтобы не повторяться, скажем, что она похожа на роскошно иллюстрированный комикс, красочно воссоздающий сюжеты самых коварных отравлений в истории человеческой цивилизации. Костюмы в фильме шикарные, заморские пейзажи на диво хороши. Но на этом достоинства картины, в общем, и заканчиваются...
В своей патетической речи перед вручением призов Марк Захаров напирал на то, что жюри стремилось поддержать зрительское кино, в ущерб кино элитарному, искусственно усложненному. Но почему в таком случае оно наградило призом за лучшую женскую роль актрису Ольгу Конскую, сыгравшую в самом запутанном, мутном фильме фестиваля "Любовь и другие кошмары"? Почему, с другой стороны, оно умудрилось не заметить напряженный, динамичный фильм Михаила Пташука "В августе 44-го", как прошло и мимо остросюжетного, с прекрасным актерским ансамблем фильма Александра Митты "Таежный роман"? Что-то здесь не сходится...
Пожалуй, только главный приз, доставшийся фильму Сергея Соловьева "Нежный возраст", не вызвал возражений. Это действительно хорошая кинематографическая работа признанного мастера, соединившая в себе поэтическую прелесть "Ста дней после детства", "Спасателя", "Наследницы по прямой" и горькую иронию его "перестроечных" фильмов - "Асса", "Дом под звездным небом", "Черная роза - эмблема печали...". "Золотая роза", полученная режиссером на "Кинотавре", стала знаком и символом того, что в нашем киносообществе еще сохранились какие-то критерии...