ТЕБЯ НЕ БРОСЯТ!

У московского детского дома N 19, в отличие от многих других, есть имя. Его называют "Наша семья". Здесь вот уже пять лет осваивают новую для России практику патронатного воспитания. По сути, это попытка соединить государственную заботу о детях с необходимым им опытом семейной жизни. Идеально, когда ребенка усыновляют, то есть навсегда забирают из сиротского учреждения.Но такое счастье выпадает, увы, не всем.

Патронатная семья может стать временным, но надежным пристанищем маленькому страдальцу, родным домом. А бывает, помогает вернуться к родным родителям. Из 93 ребят, устроенных детским домом N 19 в патронатные семьи, шесть уже усыновлены, еще несколько - готовятся к этому, а 13 возвратились домой, к кровным, как уточняют в таких случаях специалисты, мамам.
- Забрать ребенка от плохих родителей и держать его до 18 лет на государственном обеспечении - самое простое решение проблемы социального сиротства, - считает директор детского дома "Наша семья" Мария Терновская. - Но не лучшее для ребенка. Он ведь не цыпленок, чтобы расти в инкубаторе, а не в семье. Если уж так случилось, что нет родной, пусть - в той, которая возьмет его на воспитание.
- Патронатный родитель - это работа. Его зачисляют в штат детского дома, и он получает зарплату. Ее рассчитывают по той же схеме, что и воспитателю детдома. Мама, взявшая одного ребенка, получает примерно 600 рублей, двух - 1200. Плюс - пособия на детей такие же, как при опекунстве. Сейчас в Москве они составляют 1800 рублей в месяц. Одевать - обувать ребенка остается обязанностью детдома. Но это не значит, что он продолжает ходить в "казенном". Специально созданная в детдоме служба социального сопровождения всегда готова оказать помощь патронатной семье в бытовых вопросах.
Но за квартиру патронатная семья платит сама. Как всякая другая. И родителям с обретением статуса "патронатных" не обязательно увольняться с прежней работы: ведь "обычные" же мамы и папы с появлением ребенка профессию не бросают. Между прочим, две трети из них - специалисты с высшим образованием. Средний возраст - 44 года. Люди, как видим, опытные, успевшие многое понять и испытать в этой жизни.
Состав семьи, возраст, уровень благосостояния при отборе патронатных родителей особой роли не играют. В "Нашей семье" рассказывают о женщине, уже в пенсионном возрасте взявшей мальчика, который из-за неправильно поставленного диагноза провел в больнице 10 лет, с самого рождения. Среди "формальностей", от которых не отступают, - нормальные жилищные условия. В семью, где "самим тесно", детдомовца не поселят. Не отдадут его и в том случае, если кто-то - хотя бы один - из домочадцев против.
Кандидатов в родители готовят два-три месяца. С ними работают психологи, педагоги, педиатры. Знакомят с прошлым ребенка без всяких тайн, чтобы не было "сюрпризов". Детдомовские дети - не ангелы, они пережили столько, что не дай Бог. Член координационного совета Министерства образования РФ по целевой программе "Дети-сироты", член-корреспондент РАЕН Галина Семья подчеркивает, чем раньше детдомовец попадает в условия, хотя бы приближенные к семейным, тем больше у него шансов "выправиться" в развитии. Но на первых порах реакция на новых родителей может быть какая угодно.
Патронатная семья остается на виду у детского дома. Ребенок может снять телефонную трубку и сказать: "Мне здесь плохо..." И тогда специалисты решают, что делать дальше.
Еще один непреложный принцип: нельзя пренебрегать кровной семьей ребенка. Он может общаться с родными, сколько хочется и когда хочется. Психологами доказано, если мать хотя бы какое-то время носила ребенка на руках, он к ней уже привязан. Приемную маму он тоже полюбит и привяжется к ней, но она должна понимать: родная - ближе. "Наша семья" работает с кровной семьей детдомовца. Ведь в идеале - туда бы его вернуть... Поэтому патронатные родители не строят иллюзий, что ребенок отныне их. Случается, остается навсегда, но случается, и уходит. Если к родным, сумевшим коренным образом изменить жизнь к лучшему, это радость и "временным" родителям, и детдому. Хотя как тут приемной маме скрыть слезы?
- Россия находится в самом начале пути развития института патронатных семей, - заметила Галина Семья на пресс-конференции, проведенной Агентством социальной информации. - Поэтому проблем нам не избежать. И государству нужно помнить о своей ответственности за эти семьи. Оставлять их один на один с неизбежными "болезнями роста" нельзя.
Пока, впрочем, не оставляют.
Информация к размышлению. Из ста тысяч ежегодно выявляемых в России детей, оставшихся без попечения родителей, 70 процентов передаются на воспитания в семьи, 30 - в сиротские учреждения. Ежегодно усыновляются около 30 тысяч детей. Из 34 тысяч усыновлений в 95-м году зарегистрировано лишь 253 неудачных. Из 30 тысяч усыновлений 96-го года неудачными оказались 418.