Ровно 29 лет назад было принято постановление партии «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения»
Не круглая, но важная дата в нашей истории: ровно 29 лет назад было принято постановление партии и правительства «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». Трезвость признавалась нормой жизни. Насколько тот курс воплотился в жизнь, можно судить по последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Итак, среди юношеского и взрослого мужского населения России 29,8% страдают тяжелым эпизодическим алкоголизмом. Речь о тех, кто в течение месяца, предшествовавшего соцопросу, хотя бы раз выпил 150 граммов водки или более. Нам известно: пить постоянно вредно. А вот международные эксперты говорят сегодня другое: не столь уж пагубные последствия имеет регулярное (!) потребление алкоголя в малых дозах. Разрушают же организм разовые пьянки, когда чарки опрокидываются в рот одна за другой. Это и есть эпизодический алкоголизм. Хроническая же алкогольная зависимость, по данным ВОЗ, наблюдается у 16% мужского населения нашей страны...
Подробный анализ ситуации с пьянством в 194 государствах содержится в 400-страничном «Глобальном докладе о положении в области алкоголя и здоровья — 2014». Сравнительные данные представляют немалый интерес. Так, в списке самых пьющих стран Россия находится на четвертом месте в Европе и в мире: 15,1 литра, включая самогон, в пересчете на чистый спирт на душу населения. Лидер — братская Белоруссия (17,5 л), второе место занимает Молдавия (16,8 л), третье — Литва (15,4 л). Для сравнения: Франция — 12,2 л, Финляндия — 12,3 л, Италия — 6,7 л, Испания — 11,2 л, Армения — 5,3 л...
Обеспокоенность специалистов вызывает не только количество выпитого в России, но и модель потребления алкоголя. Это и прием чрезмерных доз, чтобы «дойти до кондиции», и длительные застолья, и затяжные, на два-три дня, запои. Наш народ любит крепкие напитки, которые в России не принято разбавлять. А ведь они обжигают горло, пищевод, слизистую желудка.
Водка, коньяк и другие спиртовые «нокауты» занимают у нас в структуре потребления первое место — 51%. На долю пива приходится 38%, на вино — 11%. Во Франции, к примеру, соотношение принципиально иное: 23% составляют крепкие напитки, 57% — вино и 19% — пиво. Конечно, пьяницы есть повсюду, однако ударные дозы французы и многие другие европейцы предпочитают реже, чем русские.
И вот результат: алкогольная зависимость среди мужчин в стране галлов составляет лишь 4,7%, что почти вчетверо меньше, чем в России. В то же время убежденных трезвенников, которые в течение 12 месяцев перед проведением опроса не прикасались к рюмке, во Франции лишь 5%, а у нас — 30%. Вот такие крайности. Наиболее рискованные модели употребления спиртного выявлены на Украине и в России.
Если, используя базу Росстата, перевести проценты в исследованиях ВОЗ в абсолютные цифры, то получается, что в России критериям эпизодического алкоголизма соответствуют 16 млн мужчин и 6,6 млн женщин. А в полной алкогольной зависимости находятся соответственно еще 9 и 2 млн граждан — это 9,3%. В европейском регионе аналогичный показатель — 4%.
Ежегодно, сообщается в докладе ВОЗ, из-за неумеренного и неумелого потребления алкоголя на земном шаре уходят в мир иной 3,3 млн человек.
У любителей заглядывать в рюмку повышается риск развития более чем 200 заболеваний, в том числе цирроза печени, рака, желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых недугов.
Острейшая проблема — подростковое пьянство. Среди 15-19-летних жителей разных стран более трети не скрывали, что выпивают.
Потребление в россии алкоголя на одного человека среди пьющих (в пересчете на чистый спирт, 2010 год. Из доклада ВОЗ)
Мужчины (15+) | 32 литра |
Женщины (15+) | 12,6 литра |
В таблице приведены данные о потреблении спиртного в расчете на регулярно пьющих. У мужчин получилось по 220 граммов водки ежедневно. Какое здоровье надо иметь, чтобы выдержать такие нагрузки! У женщин — 85 граммов, тоже немало.