Как Интернет победил авторские права

Несмотря на многочисленные протесты знаменитостей в Европе, обозреватели уверены: окончательная победа будет за пиратами 

Европейские знаменитости пытаются дать последний и решительный бой в борьбе с интернет-пиратством, которое медленно, но верно превращается в политическую силу и начинает перекраивать информационную среду под свои нужды и потребности.

Авторы против потребителей

Более трех тысяч немецких писателей, музыкантов и фотографов подписали открытое письмо, где выразили протест против пиратства в Глобальной сети и действий его сторонников в политике. Основное требование правообладателей – ужесточение законов, охраняющих права интеллектуальной собственности. Инициатором антипиратской кампании выступил литературный агент из Берлина Маттиас Ландвер. Несколько недель назад он создал сайт wir-sind-die-urheber.de («Мы – авторы»), на котором и размещено теперь открытое письмо. Вначале его призыв подержали около ста видных деятелей искусства и литературы, но со временем их число увеличилось до трех тысяч. Наряду с начинающими авторами, которые еще не в состоянии жить на доходы от своих произведений, документ подписали и такие широко известные в творческих кругах люди, как режиссер и сценарист Хельмут Дитль, фотограф Андреас Гурски, музыкант и актер Рокко Шамони, писатель Мартин Вальзер.

Представители искусства называют авторское право «историческим завоеванием гражданской свободы в борьбе с феодальной зависимостью» и «гарантией материального основания для индивидуальной интеллектуальной деятельности». Угрозу же «историческому завоеванию» несет Интернет, а точней – привычка людей смотреть и слушать то, что им нравится, не платя за это правообладателям.

Досталось от авторов письма не только любителям «халявы», но и политикам, потакающим такому поведению своих избирателей. Составители письма не пожалели красок, доказывая пользователям, что теми, кто скачивает пиратские файлы, движут «алчность и скупость», тогда как для многих людей искусства продажи их книг, альбомов, картин нередко являются единственным источником существования.

«Они мочатся нам в лицо!»

Пытаясь более доступно выразить горечь авторов, вынужденных мириться с распространением своего творчества по пиратским треккерам, солист группы Element of Crime Свен Регенер дал интервью немецкому изданию Bayerischer Rundfunk. Первоначально музыкант намеревался рассказать о том, как выглядит ситуация «с той стороны». Однако эмоции возобладали над разумом, и в результате Регенер выдал истерическую речь в адрес интернет-пользователей, а заодно и компаний YouTube, Google и Пиратской партии Германии. «Они мочатся нам в лицо!» – заявил артист. По его словам, ситуация с соблюдением авторских прав напоминает супермаркет, из которого посетители воруют, кому что понравится, прекрасно понимая, что их и штрафовать никто не будет. «Общество, в котором так обращаются с людьми искусства, не стоит ломаного гроша!» –подытожил Регенер.

Отдельно солист прошелся по немецкой Партии пиратов, которая первой поставила на политическом уровне вопрос о пересмотре и частичном ограничении авторских прав на произведения, распространяемые в Интернете. «Понятие «Пиратская партия» теперь тоже является интеллектуальной собственностью, – возмущался музыкант. – Если я завтра создам свою «Пиратскую партию», через полчаса ко мне с претензиями приедет адвокат «пиратов!».

По мнению Регенера, это свидетельствует о двойных стандартах, которыми руководствуются борцы за права сетевого сообщества.

Давление на жалость

Вообще, эмоциональность борьбы, попытка обратиться к чувствам потребителей стала отличительной особенностью нынешней антипиратской кампании в Европе. В апреле авторы популярных немецких детективов устроили эпатажную фотосессию, раздевшись – даже не ради сексуальных сцен, а ради того, чтобы изобразить… трупы в морге. В роли патологоанатома выступает человек в маске Гая Фокса, символа хакерского движения Anonymous. Акция была приурочена к всемирному дню интеллектуальной собственности, который отмечается 26 апреля.

Чтобы поклонники криминальных историй могли лучше ознакомиться с телами своих любимых авторов был запущен специальный сайт, получивший название ja-zum-urheberrecht.de («Да» авторскому праву»).

Когда пираты сами станут законом

Обозреватели отмечают, что на столь эмоциональные способы защиты своих интересов творческих людей толкает стремительно меняющаяся ситуация. Современному человеку практически невозможно доказать, что он должен платить всякий раз, когда включает свою любимую композицию или смотрит фотокартины авторов, доходы которых в сотни раз превосходят его собственный заработок. Еще меньше понимания встречают претензии компаний-правообладателей, зарабатывающих сотни миллионов евро на рекламе, организации концертов и прямых продажах. С точки зрения рядового европейца, это как раз бизнесменами и правообладателями движет алчность и неуважение к тем, за счет кого они, в конечном счете, существуют.

До определенного момента конфликт решался с помощью репрессивных мер: под давлением медиакомпаний правительство ужесточало антипиратские законы, спецслужбы закрывали файлообменные хостинги, и никто не собирался слушать, а тем более дискутировать с «похитителями» интеллектуальной собственности. Ситуация изменилась после того, как пираты создали свою партию и сумели пройти в парламент. С этого момента интересы любителей «интернет-халявы» стали фактором электоральной борьбы, а значит, и получения власти.

Не случайно министр юстиции Германии Забина Лойтхойсер-Шнарренбергер заморозила принятие торгового соглашения по борьбе с контрафактной продукцией, предложенного Евросоюзом: по этому соглашению полиция и таможня получали право проверять содержимое компьютеров при пересечении границы. Формальным основанием для такого решения стали опасения, что закон приведет к нарушению права граждан на свободу слова и доступа к информации. Однако многие обозреватели отмечают, что в более широком плане этот запрет является предвестником времени, когда пираты сами станут законом, а авторское право, в его современном виде, утратит свою силу и отправится на свалку истории, как и многие «незыблемые» нормы до него.