Вперед, в прошлое

Сегодня на Лазурном Берегу открывается 65-й международный киносмотр

Крупнейший в мире кинофорум обожает отмечать собственные юбилеи. В этом году киномемуары в духе капустника подготовил президент фестиваля Жиль Жакоб. А на черно-белой фестивальной афише Мэрилин Монро задувает свечку на именинном торте.

Афиша эта помимо дня рождения намекает и на две главные тенденции, которые прямо-таки бросаются в глаза при изучении каннской программы. Во-первых, ретро: и в основном конкурсе, и за его пределами много картин, отсылающих к событиям и жанрам прошлого века. Во-вторых, как никогда много внимания отборщики уделили американскому кино. Но не Голливуду, а скорее независимым авторам. Только из основного конкурса целых семь лент, то есть почти треть, либо сделаны американцами, либо сняты на сугубо американском материале.

Открывает фестиваль едва ли не самый самобытный из режиссеров США Уэс Андерсон с фильмом «Королевство полной Луны». Лента ностальгически стилизована под 1960-е, ее герои — пара подростков, сбежавших из скаутского лагеря. Звездную дорожку украсят с видимым удовольствием вернувшиеся к детским гекльберрифиннским забавам исполнители взрослых ролей, вожатых и родителей: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Тильда Суинтон. Публика надеется увидеть на открытии и Марион Котийяр — звезду конкурсной драмы Жака Одиара «Ржавчина и кость», премьера и выход во французский прокат которой назначены уже на следующий день. Марион со времени получения «Оскара» за роль Эдит Пиаф снималась в основном в Америке, и ее возвращение во французское кино соотечественники заранее встречают с энтузиазмом.

В этом году со своими новыми работами на набережной Круазетт ожидаются Брэд Питт, Мэтью Макконахи, Кристен Стюарт с Робертом Паттинсоном: На деле награды чаще находят куда менее известных лауреатов, но звезды все равно стараются, рискуют, примеряют новые образы. Та же Марион Котийяр, к примеру, решилась сыграть дрессировщицу китов из океанариума, оставшуюся без ног. А Паттинсон в фильме Дэвида Кроненберга «Космополис» по роману Дона Ди Лилло меняет сумеречные вампирские клыки на атрибуты акулы бизнеса с Манхэттена.

По большому счету других сюрпризов, кроме такого вот актерского ребрендинга, от юбилейного каннского конкурса ждать не приходится. Жюри под председательством итальянца Нанни Моретти, который сам и «Пальму» получал, и не далее как в прошлом году на нее претендовал, придется сравнивать степень актуальности и творческой удачи признанных мастеров из разных поколений. Кто лучше — Михаэль Ханеке («Пианистка», «Белая лента»), повествующий на этот раз о превратностях любви 80-летних стариков, или Кристиан Мунчжу («4 месяца, 3 недели и 2 дня»), чья героиня в фильме «За холмами» пытается вернуть жениха, ушедшего в религию? Обличитель мафии Маттео Гарроне («Гоморра»), показывающий в «Реалити-шоу» пагубность влияния на людей современного телевидения, или Кен Лоуч, чьи полукриминальные персонажи из «Ангельской партии» находят себя в производстве виски? Иранец Аббас Киаростами, снявший новый фильм в Японии, или бразилец Валтер Саллес, экранизировавший американского классика ХХ века Джека Керуака? Среди наиболее интригующих конкурсных лент также гангстерский фильм «Вне закона» Джона Хилкоата по сценарию (и с музыкой) Ника Кейва и новый опус французского анфан террибль Леоса Каракса «Holy Motors».

В параллельной программе «Особый взгляд» — такие диковины, как убойный японский байопик про бунт и харакири культового писателя Юкио Мисимы от режиссера Кодзи Вакамацу и современная казахская версия «Преступления и наказания» — «Студент» Дарежана Омирбаева. Вне конкурса пройдут премьеры новых картин Бернардо Бертолуччи, Апичатпонга Вирасетакуна, Такаси Миике, документального фильма про Вуди Аллена.

Специальная программа посвящена отреставрированной классике: в подборку вошел и фильм Андрея Кончаловского «Поезд-беглец». Режиссер сам представит синефилам свою старую американскую работу и проведет мастер-класс.

Роскино в фестивальном городке пятый год подряд устраивает свой павильон, где презентует новинки отечественного кинопроизводства. Гвоздем российской программы стал единственный русскоязычный участник каннского конкурса — фильм Сергея Лозницы «В тумане». К его созданию приложили силы и средства несколько стран, включая Германию и Белоруссию. Лозница экранизировал военную повесть Василя Быкова про путейца с оккупированной территории, несправедливо обвиненного в предательстве, и двух партизан, которым приказали предателя казнить. Такие понятия, как трусость, храбрость, моральный выбор или его невозможность в условиях вой-ны, приобретают дополнительную остроту. До сих пор русская картина побеждала в Каннах лишь однажды — «Летят журавли», в 1958-м. Имена лауреатов станут известны вечером 27 мая.