Вытрезвитель класса люкс
40 лет назад, 16 мая 1972 года, было принято постановление Совмина СССР о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма
Тогда же ввели и ограничение на время продажи спиртного — с 11.00 до 19.00 — в торговых заведениях. Но зеленый змий живет и сдаваться не собирается. Новость в связи с ним одна: частные вытрезвители. Идея эта уже собирает за круглыми столами наркологов, экономистов, писателей:
Немало моих друзей-прозаиков и даже поэтов побывали в этих не то исправительных, не то лечебных — нет, ассенизационных заведениях. А пишущий эти строки вообще провел отрочество в общем дворе с кустанайским вытрезвителем, и в праздничные дни клиентов туда привозили на самосвале, вздымали кузов и ссыпали наземь. При переходе к платному сервису мало кто согласился бы платить за такую услугу.
Женщины, правда, подвергались более деликатному обращению: их привозили на «черном воронке». Но если они не могли идти сами, их волокли за ноги, а мальчишки забегали вперед, стараясь заглянуть в открывающиеся тайны. Пожалуй, только они и согласились бы заплатить за эту услугу.
Но сегодня никто не может быть лишен свободы без санкции прокурора — как в цивилизованной Европе. Хотя каким образом там вытрезвляют, мнения экспертов разошлись. Согласно первому, в Швеции пьяных полиция доставляет домой, но выписывает за это очень большой штраф. Согласно второму, в Финляндии, если человек ничего не соображает, его отвозят в больницу, а если что-то соображает, домой. И то и другое бесплатно.
Что ж, возможно, финнам и шведам полиция оказывает добрую услугу, доставляя на дом пусть маловменяемого, но все-таки родственника. Но мы-то народ гордый и героический! Сколько раз я наблюдал, как иная героическая личность вываливается из воронка и пытается заехать кому-то из милиционеров по зубам. Ну, а те, естественно, начинают ее «месить» сапогами. Потому что мы не только гордые, но и добрые. Ведь милиционеры вполне могли бы за сопротивление «оформить» гордеца года на два, но зачем ломать человеку жизнь, лишать детей отца, а жену мужа — отвалтузить его хорошенько, а после пусть себе мирно живет и честно трудится.
И так оно чаще всего и происходило. Но если доставить этого же гражданина домой в момент подъема в его груди героического начала, ему вполне может прийти в голову евангельский завет «враги человеку домашние его» — однако обходиться с врагами он станет совсем не по-христиански. А физической подготовки и милицейских сапог они лишены.
Вот они-то охотно заплатили бы, чтобы их родственника придержали и «прокапали», не нанося ему увечий. Хотя такой клиент и для рыночной экономики будет сложноват. Впрочем, если его не забирать силой, он и беситься будет поменее, а если к тому же сапоги заменить другими седативными средствами, то он, глядишь, уже наутро будет годен и к труду, а не только к обороне.
Но ведь еще бывают приличные господа, перебравшие по неосторожности, бывают и респектабельные деловые люди, нажившие алкогольную зависимость из-за непрекращающихся стрессов — они иной раз предпочтут лучше задержаться в приличном месте на денек, а то и два, и «прокапаться», чем показываться в нетоварном виде родным и знакомым.
Собственно, для развития сети таких коммерческих вытрезвителей и не требуется каких-то особенных ресурсов. Нынче в больших городах полно недорогих частных отельчиков, именуемых, как и многое другое, нездешним словом «хостел» (а кому то, может быть, пожелается и «вытрезвитель класса люкс»). В достатке, для состоятельных, водятся нынче и наркологические центры детоксикации, в просторечии детоксы. Если скрестить хостел с детоксом, и получится взыскуемый коммерческий вытрезвитель.
С той, конечно, существенной разницей, что клиентов ему придется отыскивать на улицах и в несчастливых семействах, которые, вопреки Толстому, в большинстве у нас похожи друг на друга.