ФИЛЬМ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ЦУНАМИ

В обстановке неслыханного скандала готовится к выходу на российские экраны фильм американского режиссера Рона Ховарда "Код да Винчи". Этот голливудский блокбастер (его бюджет перевалил за 130 миллионов долларов) еще до своего выхода на экраны заслужил скандальную славу. Фильм, как и лежащий в его основе роман Дэна Брауна, начинается с убийства в Лувре. Труп, лежащий под загадочно улыбающейся Моной Лизой, хотят "повесить" на главного героя фильма профессора Роберта Лэнгдона (в его роли выступает четырежды оскароносный Том Хэнкс).

Чтобы снять с себя несправедливые подозрения, профессор кооперируется с ученым-криптологом Софи Неви (французская актриса Одри Тоту) - внучкой убиенного. Вместе они пытаются доказать причастность к преступлению некой религиозной организации, в недрах которой и скрывается фанатичный убийца.
Но не детективная интрига, сама по себе лихо закрученная, взволновала общественность всего мира, а сомнительная, если не сказать жестче, интерпретация христианства, предложенная авторами книги и фильма. По их версии, Мария Магдалина основала католическую церковь, а также родила от Иисуса Христа детей, от которых, в свою очередь, произошли многочисленные потомки, объединившиеся в наши дни в тайный орден хранителей Грааля.
Режиссер не отрицает, что фильм может стать для зрителей нокдауном. "Тема "Кода да Винчи", безусловно, взрывоопасна, - заявил он в одном интервью, - но я не стремлюсь любой ценой выпячивать скандальность сюжета. Наоборот, мы пытаемся найти возможность сотрудничества с католической церковью. Я просто хочу внятно рассказать эту удивительную историю. А провокационность заложена уже в ней самой".
Несмотря на примирительные речи режиссера, домыслы авторов фильма не могли остаться незамеченными христианской общиной всего мира, в первую очередь Римско-католической церковью. Так, секретарь папской Конгрегации по делам веры архиепископ Анджело Амато призвал к активному протесту против выхода фильма на экран. Он заявил, что текст книги содержит в себе "клевету, искажающую исторические и теологические представления об Иисусе, Евангелии и Церкви".
"Фильм, снятый по произведению Дэна Брауна, рискует вызвать подлинное антихристианское цунами в стране", - вторит ему французский епископ Анри Бринкар. Он считает, что "Код да Винчи" "подрывает основы веры", является "намеренным обманом наивных людей, которые, будучи привлеченными романтической формой повествования, приходят к ложным, но, как им кажется, обоснованным умозаключениям".
Крупные акции протеста готовят и католики других стран.
А КАК ОТНОСИТСЯ К НОВОМУ ФИЛЬМУ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ?
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
- Не первый раз имеют место попытки изобразить жизнь Господа Иисуса Христа в версии, противоречащей Евангелию и церковной традиции. Столь назойливое стремление переписать именно Евангелие и историю земной жизни Господа Иисуса связано именно с тем, что личные и социальные пороки и заблуждения люди пытаются легитимизировать, приписав их Христу и представив дело так, чтобы Он соглашался с ними.
Протоиерей Михаил ДУДКО:
- Мы, религиозные люди, привыкли придавать большое значение словам и образам и знаем их огромную силу. Причем иногда кощунственный образ или фильм оскорбляет нас гораздо сильнее, чем кощунственное слово. В сегодняшнем хрупком и неспокойном мире это нельзя не учитывать. Чувства верующих оскорбляет само предположение, что у Христа могли быть дети от незаконного сожительства. С другой стороны, мы очень хорошо понимаем, что скандал вокруг книги и ее экранизации является неотъемлемой частью рекламной кампании. Может, следовало бы уделять меньше внимания этому произведению, которое такого внимания недостойно?
Протоиерей Антоний ИЛЬИН:
- Та "версия" земной жизни Спасителя, которая излагается в романе Брауна, является банальным кощунством. Билет в кинотеатр стоит не так дорого, но, возможно, для кого-то из наших близких в приходе или в соседнем подъезде на эти деньги можно купить необходимое лекарство. А возможно, кому-то просто нужно два часа человеческого внимания, которые мы собирались провести в зале кинотеатра. Не будем тратить на отраву то, что можно потратить на ближнего.
Диакон Андрей КУРАЕВ:
- Никаких исторических аргументов у автора нет. Спорить с автором невозможно, как невозможно спорить, скажем, с видениями наркомана. Он так видит, он так переживает. Специалисты насчитали в этом произведении около 600 исторических ошибок. Поэтому доверие к поделкам такого рода есть признак дурости.