И на сей раз традиция была соблюдена в полной мере. Такие культовые ленты, как "Летят журавли", "Белорусский вокзал", "В бой идут одни старики", "Они сражались за Родину", "Освобождение", "Аты-баты, шли солдаты... ", "Падение Берлина", "Баллада о солдате", "На семи ветрах", "Смелые люди", "Весна на Одере", "Отец солдата", "Небесный тихоход", "Беспокойное хозяйство", "Живые и мертвые", - были в репертуаре одного только телевизионного дня. Если к этому добавить, что канал НТВ преподнес своим зрителям сюрприз, показав совсем свежий фильм "В августе 44-го...", можно без преувеличений сказать: благодаря ТВ миллионы зрителей получили возможность увидеть все (или почти все) лучшее из созданного отечественным кинематографом на военную тему.
Чуть менее богатым, но тоже впечатляющим событием стала концертная составляющая праздничного эфира. "Господа офицеры-2002" О. Газманова, "Играй, гармонь солдатская!", "Песни Победы", "Память сердца", "Я люблю тебя, Россия!" М. Ножкина, К. Шульженко в цикле "Исторические концерты", трансляция концерта с Красной площади столицы - все это можно было увидеть за два праздничных дня.
В адрес песенно-кинематографической части телерепертуара можно сделать разве что один упрек. К сожалению, из года в год и фильмы, и исполнители песен почти не меняются. Чувствуется влияние застарелой болезни: наши телевизионщики не любят искать, а предпочитают взять готовенькое - то, что лежит на поверхности.
Это качество особенно проявляется в передачах, посвященных военной теме. Здесь важно, чтобы с каждой годовщиной Победы были заметны пусть некие подвижки в осмыслении событий шестидесятилетней давности. Но это, увы, происходит крайне редко.
Вот, скажем, зарубежный трехсерийный "Цвет войны" (ОРТ), где собрана хроника тех лет. Наши документалисты снимали тогда в основном на черно-белую пленку, западные страны уже освоили цветную. Поэтому, понятно, большинство кадров, где показана наша война, снято... фашистскими операторами. В них довольно явственно проглядывает авторская позиция. Впрочем, нам, можно сказать, еще "повезло". Могу себе представить эмоции японцев при виде кадров, где американские солдаты торгуют зубами убитых самураев - по доллару за штуку...
В последнем выпуске "Постскриптума" (ТВЦ) меня шокировал сюжет о недавно вышедшем в свет школьном учебнике по истории для 9-го класса, где изложена, по сути, та же концепция. Там Великая Отечественная представлена лишь небольшим эпизодом второй мировой войны. Соответственно битва под Сталинградом или Курская дуга занимают гораздо меньше места, нежели, скажем, разгром армии Роммеля в Африке.
Стоит ли удивляться этому, если прозападнические настроения день за днем культивируются на нашем ТВ? Три праздничных дня подряд нам показывали выпуски "Серебряного шара" (ОРТ), посвященные У. Черчиллю, Ш. де Голлю, Ф.Рузвельту. Странно, что крупнейший отечественный телеканал для создания политических портретов фигур такого масштаба выбрал В. Вульфа, привыкшего рассказывать в основном о знаменитостях из мира искусства, да и то с "клубничным" привкусом.
Использование подобного "творческого метода" в рассказе о лидерах антигитлеровской коалиции принесло свои результаты. Скажем, портрет Ф. Рузвельта складывался из обильно звучащей за кадром джазовой музыки (за это спасибо), подробностей амурных похождений американского президента и даже намека на то, что к его скоропостижной кончине, возможно, приложила руку некая роковая женщина русского происхождения.
Что касается экономических, политических деяний президента и в особенности его отношений с нашей страной во время войны, то в этих "мелочах" автор откровенно запутался. В первой половине передачи Рузвельт представлен чуть ли не леваком, с симпатией относящимся к СССР и даже при случае блокирующимся со Сталиным против Черчилля. Потом, когда выяснилось, что Даллес по заданию президента вел сепаратные переговоры с гитлеровцами, Вульф не смог представить сколько-нибудь убедительного объяснения эволюции "симпатий" президента к нашей стране.
Вообще склонность нашего ТВ к поверхностно-развлекательным темам и в эти дни не прошла даром. Очень часто там, где требуется серьезный анализ, нам предлагают похожую на анекдот догадку. Так, скажем, в неплохой ленте "Флагман" (ОРТ), посвященной адмиралу Н. Кузнецову, нам всерьез внушают, будто его послевоенная отставка объяснялась... завистью маршала Г. Жукова, который не мог стерпеть, что тот получил звание "адмирал флота СССР" и "накапал" на него вождю.
По сравнению с такими "открытиями" "Крылья над Берлином" (РТР) - фильм о том, как наша морская авиация в августе 41-го, к удивлению всего мира, бомбила немецкую столицу, - весьма сдержан, но, может, и поэтому берет за сердце. Кстати, идея этой дерзкой операции принадлежала адмиралу Кузнецову. Тому самому, которого "предал" маршал Жуков.