Вчера в Канне стартовал международный кинофестиваль. Россию в нем представляет новый фильм
Вчера в Канне стартовал международный кинофестиваль. Россию в нем представляет новый фильм Александра Сокурова "Русский ковчег". Эта работа питерского режиссера в своем роде уникальна. Она была снята 23 декабря 2001 года всего за 90 минут и одним планом, без дублей.
За все время съемок камера ни разу не выключалась, пройдя вместе с режиссером и актерами от скромных комнат Петра Великого в великолепные залы Нового и Малого Эрмитажа, Висячий сад и парадные покои Зимнего дворца. Ничего подобного в мировом кинематографе еще не было.
Посвящен "Ковчег" как непосредственно Эрмитажу, так и российской истории в целом. Фильм игровой. В основе сюжета - книга воспоминаний маркиза де Кюстина. Сей маркиз некогда побывал в нашей северной столице и оставил весьма нелицеприятные воспоминания о ней, о нравах, царящих в ее знатных домах.
Вопреки ожиданиям изображал француза не Леонид Мозговой, ставший известным благодаря фильмам Сокурова (играл Гитлера в "Молохе", затем Ленина в "Тельце", получив за эту роль приз Российской киноакадемии "Ника"), а другой питерский актер - Сергей Дрейден. Мозговой же исполнил на этот раз две пусть не главные, но весьма оригинальные роли: Соглядатая из 3-го отделения охранки (без единого слова) и роль Автора - "со словами", однако "невидимую", оставшуюся за кадром...
Всего задействовано в "Ковчеге" около 900 актеров и статистов (последние - главным образом из числа работников Эрмитажа), а также 35 музейных залов и несколько сот костюмов, "представлявших" три века российской истории - от Петра Великого до наших дней.
Подготовка к работе велась более полугода. Непосредственно в день съемок Эрмитаж пришлось закрыть для посетителей. Предполагалось, что "Ковчегу", снятому без дублей, не потребуется монтажа. Однако избежать этого не удалось. Как заметил сразу после окончания съемки сам Сокуров, "ошибок очень много, и кое-что придется доделывать, предстоит мучительный процесс доработки и осмысления снятого". Этим он и занимался все прошедшие с декабря месяцы.
Российский зритель сможет увидеть картину не ранее конца нынешнего года. Уже после того, как ее оценят жюри и зрители Каннского фестиваля.