ГАЗПРОМ НА ЕВРОПЕЙСКОМ РЫНКЕ

"Я почти не читаю газет, чтобы не нервничать,- пошутил позавчера на вечернем брифинге заместитель председателя правления ОАО "Газпром" по вопросам внешней экономической деятельности Юрий Комаров,- разве только по воскресеньям, и то "желтую" прессу...".

Крепкие нервы газпромовскому дипломату требуются для эффективной работы на международном поприще. Газпром как крупнейшая компания мира является одним из основных участников газового бизнеса на зарубежных рынках. Там сегодня происходят серьезные изменения, связанные прежде всего с либерализацией европейского рынка. Газпром поставляет в Европу порядка 130 миллиардов кубометров "голубого топлива". По прогнозам, к 2010 году экспорт российского газа вырастет на 20 процентов, после чего стабилизируется.
Известно, что основную долю выручки Газпром получает от экспортных продаж. Но какие "сюрпризы" принесет либерализация рынка в Европе? С одной стороны, она создает новые возможности для производителей газа, в частности, открывает свободный доступ к газотранспортным системам других государств и компаний, позволяет "приблизиться" к конечному потребителю. Но с другой, - в условиях либерализации приоритеты отдаются спотовой (краткосрочной) торговле. А это может существенно изменить систему взаимоотношений Газпрома с партнерами, что отразится и на всей российской экономике.
В течение нескольких десятилетий на европейском газовом рынке действовал определенный порядок: Газпром заключал долгосрочные экспортные контракты, которые неукоснительно выполнялись всеми сторонами. За счет долгосрочных обязательств российская газовая компания до сих пор обеспечивает финансирование крупных проектов, имеет возможность брать кредиты, необходимые для реализации инвестиционных программ.
И вот теперь ЕС предлагает поменять основу деятельности Газпрома. В Брюсселе по этому поводу постоянно идут консультации сторон, цель которых - принять решение, не ущемляющее экономических интересов России. Здесь есть два пути: либо сохранить долгосрочные контракты (которые Газпром заключает сроком до 20 - 30 лет), либо найти им адекватную экономическую альтернативу.
Другая опасность заключается в том, что спотовый рынок не всегда положительно влияет на ценообразование. Он порождает большой разброс цен, которые формируются не на объективной основе, а исходя из сиюминутных колебаний спроса и предложения.
Чем это грозит, можно увидеть на примере США и Великобритании. Их опыт либерализации показывает, что если не находится достаточных средств для инвестирования крупномасштабных проектов, то предложение начинает отставать от спроса. Это в конечном счете вновь приводит к резкому повышению цен на газ, только уже на ином уровне и в другой ситуации: резкое сокращение инвестиций (спровоцированное низкими спотовыми ценами) в разработку месторождений, строительство газотранспортных систем, развитие производства предопределяет появление газового дефицита.
Тем не менее либерализация европейского рынка - реальность сегодняшнего дня. По словам Юрия Комарова, Газпром к ней готовился заранее, сначала неосознанно, потом интенсивно и целенаправленно. Именно "чувство перемен" заставило заняться диверсификацией газотранспортных маршрутов, приступить к строительству магистралей "Ямал - Европа", "Голубой поток", рассматривать проект "Северо-Европейский маршрут", создавать совместные предприятия с зарубежными компаниями и внедряться в газотранспортные системы Европы, а также серьезно заняться изучением восточного направления.