Приходит конец долгой военно-политической неопределенности, вызванной печальной судьбой договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Подписанный президентами Борисом Ельциным и Джорджем Бушем-старшим в 1993 году, этот документ так и не был ратифицирован американской стороной и утрачивает юридическую силу с 14 июня нынешнего года. Для нас он тоже был нехорош. Главным образом потому, что к 2008 году для каждой из сторон устанавливал потолки в 3500 ядерных боезарядов, причем половину из них разрешено было размещать на подводных лодках. Но всем понятно, что по причине массового истечения гарантийных сроков изготовленных еще в советское время стратегических ракет к указанному времени мы при всем желании не сможем располагать более чем 1,5 тысячами боеголовок. Атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения тоже останутся считанные единицы.
Естественно, американцам подобные проблемы неведомы, оставить в строю они могут столько боезарядов и подводных лодок, сколько пожелают. И все козыри оказались у них в руках. Поэтому переговоры о новом договоре Россия начинала с очень слабых позиций. Результат превзошел ожидания многих наших политиков.
Главное, чего удалось добиться Москве, - это более приемлемых для нас потолков в 1,7-2,2 тысячи боеголовок. Еще отличие от СНВ-2 - не будет ограничений на число ядерных зарядов на каждом носителе. Что это нам даст? Немало, если при максимальном напряжении военного бюджета в последние годы мы сумели ставить на боевое дежурство всего по 6-10 наземных стратегических ракетных комплексов "Тополь-М". В случае, если снаряжать их моноблочной головной частью, - это столько же боезарядов взамен массово списываемых старых. А если на каждый "Тополь-М" ставить по три боеголовки, как предусмотрено конструкторами, - нести они будут втрое более грозный ядерный потенциал.
Убавляет оптимизма одно. Россия настаивала, чтобы снимаемые с дежурства ракеты уничтожались - и боезаряды, и носители. Американцы не согласились. В итоге решено, что ракеты обоих стран как стояли на позициях или на лодках - так и будут стоять. Боевые части с тех, что подпадают под договор снимут. Однако не уничтожат, а отправят на хранение. С точки зрения российских военных, это не сокращение, а обычное снижение степени боевой готовности. В случае изменения военно-политической ситуации даже и такое подобие ядерного паритета Соединенные Штаты в считанные дни легко сломают в одностороннем порядке, вернув боеголовки на штатное место. Нам возвращать будет нечего.
Тем не менее после вступления договора в силу уровень ядерного противостояния в мире станет ниже. И это главное.
Практически одновременно другой важнейший для нас документ подготовлен в Рейкьявике. Руководители внешнеполитических ведомств РФ и стран Североатлантического альянса достигли договоренностей о качественно новом формате сотрудничества, которые, очевидно, позволят в скором времени главам государств принять решение о создании Совета Россия -НАТО. В официальном сообщении говорится, что в новом Совете страны альянса и РФ "станут работать как полноценные партнеры в областях, представляющих общий интерес". Прежде всего участники заседания "подтвердили решимость наращивать совместную борьбу против терроризма".
Третье крупное событие произошло в минувший вторник в Москве. В десятую годовщину Договора о коллективной безопасности (ДКБ), членами которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, принято решение о создании на его основе новой региональной "Организации ДКБ". Существом ее деятельности тоже станет военно-политическое сотрудничество. В дополнение к уже существующим коалиционным силам быстрого реагирования численностью в 1500 солдат и офицеров решено организовать совместную подготовку офицерских кадров, создать на основе нашего Генштаба единый штабной орган, продавать оружие и боевую технику армиям стран - участниц Договора по внутренним российским ценам. Острие новой организации будет развернуто на южные границы СНГ. Прежде всего на внешние рубежи наших среднеазиатских республик, на которых угроза терроризма и после разгрома режима талибов в Афганистане остается вполне реальной. Причем московская встреча президентов прошла буквально под грохот канонады. В те же дни в Гороховецких лагерях под Нижним Новгородом с применением бронетехники, артиллерии и авиации прошли учения армейских подразделений всех шести союзных стран. Через месяц начнутся новые - в Киргизии и Казахстане.