- Когда входишь в этот кабинет впервые, ощущаешь, сколь стремительно время. Некогда осмотреться, пообвыкнуться. Буквально с первых минут захлестывают острые проблемы. При этом хочется как можно быстрее освоиться, все наладить, выстроить в систему. И чем больше проходит времени, тем определеннее осознаешь, как велика цена каждого твоего решения.
- Отсюда и рабочий день - с семи утра и чуть не до ночи?
- Иначе не получается. Хочется как можно больше успеть.
- Что же успели за четыре года?
- Об этом пусть судят люди. А для себя я вынес такое правило: чем больше делаешь, тем больше предстоит сделать. Первые четыре года - это как школа для утопающих. Жизнь, обстоятельства учат тебя, что надо выплывать в любых условиях. Взять хотя бы сельское хозяйство. Четыре года назад оно было в жутком состоянии. Стали срочно исправлять положение: кому-то кредиты пробили, кому-то с техникой, с семенами помогли. Но это была капля в море. Пришлось в корне менять подходы, совершенствовать саму систему хозяйствования. Возникли районные агропромобъединения. Кое-кто поначалу принял их за лишнюю надстроечную ступень. Оказалось, нет: через новые РАПО крестьянину проще кредит взять. Да и гарантом оно может для хозяйства или отдельного фермера выступить.
Затем жизнь заставила обратиться к разработке собственных минеральных ресурсов. Зачем тратить средства на дорогие импортные продукты, когда буквально под ногами лежат свои экологически чистые и куда более дешевые? Взять тот же бишофит, к примеру. Пришлось, не скрою, и доказывать, и власть иной раз применить. Но потом урожаи тех хозяйств, где эту минеральную соль использовали для обработки семян и посевов, убедили всех. В прошлом году сумели получить два миллиона тонн зерновых - неплохо. Надеюсь, в нынешнем соберем 2,5-3 миллиона.
- Вот где второй срок пригодится. Ведь, как ни старайся, решить многие крупные проблемы региона за четыре года не получится. Второй срок - это еще и возможность довести начатое до конца, так?
- Да, это важнейший стимул. Победив второй раз на выборах, я пришел во власть не ради власти, а прежде всего именно потому, что видел, как много еще не сделал, не успел. Хочется довести начатое до завершения, тем более что очевидно: никто в твоем регионе не знает лучше тебя, что и как надо делать.
- Это и есть преемственность...
- Да. Тут вот что важно. Проводя в жизнь любые преобразования, надо помнить, что регион существует не сам по себе, он - часть общего дома. Такой пример. Некоторое время назад залихорадило Волжский трубный завод. Мы с генеральным директором тогда немало походили по московским кабинетам. Доказывали, что чем покупать трубы за рубежом, лучше помочь заводу. В конечном итоге нас поддержали. Сейчас трубный встал на ноги, его продукцию закупают и Газпром, и Роснефть, и ЛУКОЙЛ. И за рубеж экспортируем.
Мне нередко говорят, что не губернаторское это дело - отдельными предприятиями заниматься. Есть у них директора, собственники - это их заботы. Но, во-первых, в те кабинеты, куда я захожу, собственников, извините, просто не пустят, во-вторых - судьбой безработных и всеми отсюда вытекающими последствиями кому заниматься?
- Наверное, после такой "школы" теперь все же попроще?
- В чем-то - да. Определены пути движения, определились союзники и, кстати сказать, оппоненты. Но, с другой стороны, во второй "четырехлетке" все очень осложняется. Возрастает ответственность за результат... Избиратели хотят видеть конкретные плоды твоей деятельности. А ты решай: если нечего тебе предъявить людям - немедленно уходи. Если есть что - значит, работай эффективней, чем раньше.
- Но ведь не только вы в ответе за все. Разве центральные власти ни при чем? Сами же говорили: "живем в общем доме"...
- Я-то пятый год руковожу регионом, а вот премьер и министры российские меняются уж слишком часто. И каждый привносит свои правила. Не так давно Герман Греф огласил перед руководителями территорий Южного федерального округа такой принцип. "По Грефу" выходит, что центр будет поддерживать регионы только в тех проектах, которые имеют общегосударственный масштаб. И вот я спрашиваю: мост через Волгу у Волгограда - это что, наш, "местечковый", масштаб? Мост ведь соединяет центр России с югом, сокращая расстояния на сотни километров...
Я думаю, многим российским министрам недостает того опыта, который приобретается с годами.
- А как в таком случае вы относитесь к идее выборов на третий срок?
- Я считаю, что руководитель любого ранга должен работать ровно столько, сколько у него это получается. Если избиратель видит, что губернатор засиделся на своем месте, он его и без всяких ограничений "прокатит". Что, кстати сказать, нередко случается.