"Это сколько же евреев в столице?" - спросит неискушенный читатель. По разным прикидкам, сообщили мне в Еврейской городской общине, от 150 тысяч активных членов общины до 500 тысяч "просто евреев". В последние годы одни уехали за границу, другие "вышли из подполья" и уже не скрывают своей национальности, а третьи так и ездят - туда-сюда... Религиозных - не больше 5 процентов. Грандиозный масштаб и сам характер шоу, честно сказал помощник исполнительного вице-президента общины Давид Заграничный, как раз и рассчитан на то, чтобы привлечь не столько верующих, сколько тех, кто пока относит себя к евреям лишь по паспорту: "Пусть они не станут прихожанами, а хотя бы приблизятся к жизни общины..."
Но сначала о том, как синагогу обезглавили. История про московского градоначальника, который в конце XIX века ехал мимо и, завидев купол в Спасоглинищевском, по ошибке перекрестился, а поняв, что обознался, повелел его снести. Документально эта версия не подтверждена и похожа на анекдот. Зато сохранилось в архивах прошение обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева, который писал: наличие купола делает синагогу похожей на православный храм, что оскорбляет чувства православных верующих. Упоминается в разных источниках и о том, что в прежнем малоэтажном Китай-городе синагога кое-кому казалась просто вызывающе высокой. Вот и снесли буквально через год после строительства - в 1888 году, не только купол, но и верхний надстроечный этаж.
Сейчас, когда синагога восстановлена в первоначальном виде на те самые 36 метров в высоту, видно, что храм как храм, один из тысяч в Первопрестольной, где испокон веков живет народ самого разного вероисповедания. Так, например, сейчас в городе зарегистрировано 49 религиозных конфессий. Юрий Лужков, с чьей подачи и при активной помощи которого этот храм реконструирован, считает, что сейчас лишь восстановлена историческая справедливость. Параллельно, что называется, "влет" у еврейской общины решилось и много других проблем.
Так, например, напротив синагоги десятилетия портили вид уродливые ракушки, принадлежавшие одной из фирм. Выжить их было невозможно, хотя занятую под них землю городские власти давным-давно отвели общине. Стоило начаться реконструкции, и гаражи вывезли в один день. На их месте, как "Труд" уже сообщал, мэр предложил возвести Стену плача - миниатюрный аналог той, что стоит в Иерусалиме. "Там, у настоящей Стены плача, я видел много людей, которые обращаются к Всевышнему с мольбой помочь в исполнении самого заветного желания. Но ведь не каждый российский еврей позволит себе паломничество в Иерусалим. Зато теперь здесь сможет попросить Бога о помощи каждый", - объяснил мэр свою идею корреспонденту "Труда". "Да и рельеф местности там такой, под горку, что грех его не использовать", - добавил он уже прозаично.
Все, кто сегодня придет на торжество, сами увидят Стену плача - сооружение в полтора десятка метров длиной и три метра высотой из колотого камня. Лично меня больше поразила проложенная к синагоге дорога - ровные, один к одному, бруски натурального розового гранита. После брызнувшего дождя в лучах солнца дорога засияла так, что невозможно было усомниться: этот путь действительно ведет к храму.
В общине, созданной вокруг синагоги, евреи могут найти себя не только в молитве. Есть великолепный спортивный клуб "Маккаби", воспитавший даже олимпийскую чемпионку по фехтованию. Центр искусств, где можно заняться пением, рисованием и другими видами творчества. Известный миру камерный хор под управлением Михаила Турецкого, приехавший на торжества с гастролей из Германии, в большинстве своем состоит из воспитанников этого центра. У общины свои четыре великолепные школы и даже детский дом. Увы! Традиционно прекрасные семьянины, в наши дни евреи тоже, случается, и спиваются, и бросают семьи. Сейчас в детдоме 42 еврейских ребенка, собранных со всей России, но на самом деле их гораздо больше, и детский дом в ближайшее время будет расширен - правительство Москвы передало под него общине отличный пятиэтажный дом красного кирпича в центре города.
Глядя, как внимателен к общине Лужков, кое-кто даже усомнился: а может, он сам еврей, наш столичный мэр? От этого вопроса, заданного в лоб, Юрий Михайлович не уклонился: "Нет, я русский человек, крещеный, ни нации своей, ни веры никогда не предавал. Но, как и положено русскому человеку, с уважением отношусь к любой другой религии и национальности". Да и в самом деле, может ли иным быть человек, по чьей инициативе сначала был возрожден храм Христа Спасителя, потом - мечеть, а теперь вот и синагога? "Не боитесь, что дождь испортит праздник?" - спросила я у главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта. "Мы молиться будем", - ответил он. Впрочем, есть еще один адрес: можно не сомневаться, что в случае надобности поможет разогнать тучи и мэр.