РОЗОВАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ К СИНАГОГЕ

Фейерверком, лазерным шоу и концертом звезд эстрады на огромной сцене под открытым небом взорвется вечером тихий Спасоглинищевский переулок. Старейшая и самая крупная Московская еврейская хоральная синагога - по сути, главная синагога страны - празднует "второе рождение". Вернее, открытие после реконструкции, благодаря которой над ней вновь взметнулся золоченый купол, украшенный звездой Давида. По этому поводу ожидают столько гостей, что малый переулок их просто не вместит, судя по всему, придется перекрыть движение по Маросейке.

"Это сколько же евреев в столице?" - спросит неискушенный читатель. По разным прикидкам, сообщили мне в Еврейской городской общине, от 150 тысяч активных членов общины до 500 тысяч "просто евреев". В последние годы одни уехали за границу, другие "вышли из подполья" и уже не скрывают своей национальности, а третьи так и ездят - туда-сюда... Религиозных - не больше 5 процентов. Грандиозный масштаб и сам характер шоу, честно сказал помощник исполнительного вице-президента общины Давид Заграничный, как раз и рассчитан на то, чтобы привлечь не столько верующих, сколько тех, кто пока относит себя к евреям лишь по паспорту: "Пусть они не станут прихожанами, а хотя бы приблизятся к жизни общины..."
Но сначала о том, как синагогу обезглавили. История про московского градоначальника, который в конце XIX века ехал мимо и, завидев купол в Спасоглинищевском, по ошибке перекрестился, а поняв, что обознался, повелел его снести. Документально эта версия не подтверждена и похожа на анекдот. Зато сохранилось в архивах прошение обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева, который писал: наличие купола делает синагогу похожей на православный храм, что оскорбляет чувства православных верующих. Упоминается в разных источниках и о том, что в прежнем малоэтажном Китай-городе синагога кое-кому казалась просто вызывающе высокой. Вот и снесли буквально через год после строительства - в 1888 году, не только купол, но и верхний надстроечный этаж.
Сейчас, когда синагога восстановлена в первоначальном виде на те самые 36 метров в высоту, видно, что храм как храм, один из тысяч в Первопрестольной, где испокон веков живет народ самого разного вероисповедания. Так, например, сейчас в городе зарегистрировано 49 религиозных конфессий. Юрий Лужков, с чьей подачи и при активной помощи которого этот храм реконструирован, считает, что сейчас лишь восстановлена историческая справедливость. Параллельно, что называется, "влет" у еврейской общины решилось и много других проблем.
Так, например, напротив синагоги десятилетия портили вид уродливые ракушки, принадлежавшие одной из фирм. Выжить их было невозможно, хотя занятую под них землю городские власти давным-давно отвели общине. Стоило начаться реконструкции, и гаражи вывезли в один день. На их месте, как "Труд" уже сообщал, мэр предложил возвести Стену плача - миниатюрный аналог той, что стоит в Иерусалиме. "Там, у настоящей Стены плача, я видел много людей, которые обращаются к Всевышнему с мольбой помочь в исполнении самого заветного желания. Но ведь не каждый российский еврей позволит себе паломничество в Иерусалим. Зато теперь здесь сможет попросить Бога о помощи каждый", - объяснил мэр свою идею корреспонденту "Труда". "Да и рельеф местности там такой, под горку, что грех его не использовать", - добавил он уже прозаично.
Все, кто сегодня придет на торжество, сами увидят Стену плача - сооружение в полтора десятка метров длиной и три метра высотой из колотого камня. Лично меня больше поразила проложенная к синагоге дорога - ровные, один к одному, бруски натурального розового гранита. После брызнувшего дождя в лучах солнца дорога засияла так, что невозможно было усомниться: этот путь действительно ведет к храму.
В общине, созданной вокруг синагоги, евреи могут найти себя не только в молитве. Есть великолепный спортивный клуб "Маккаби", воспитавший даже олимпийскую чемпионку по фехтованию. Центр искусств, где можно заняться пением, рисованием и другими видами творчества. Известный миру камерный хор под управлением Михаила Турецкого, приехавший на торжества с гастролей из Германии, в большинстве своем состоит из воспитанников этого центра. У общины свои четыре великолепные школы и даже детский дом. Увы! Традиционно прекрасные семьянины, в наши дни евреи тоже, случается, и спиваются, и бросают семьи. Сейчас в детдоме 42 еврейских ребенка, собранных со всей России, но на самом деле их гораздо больше, и детский дом в ближайшее время будет расширен - правительство Москвы передало под него общине отличный пятиэтажный дом красного кирпича в центре города.
Глядя, как внимателен к общине Лужков, кое-кто даже усомнился: а может, он сам еврей, наш столичный мэр? От этого вопроса, заданного в лоб, Юрий Михайлович не уклонился: "Нет, я русский человек, крещеный, ни нации своей, ни веры никогда не предавал. Но, как и положено русскому человеку, с уважением отношусь к любой другой религии и национальности". Да и в самом деле, может ли иным быть человек, по чьей инициативе сначала был возрожден храм Христа Спасителя, потом - мечеть, а теперь вот и синагога? "Не боитесь, что дождь испортит праздник?" - спросила я у главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта. "Мы молиться будем", - ответил он. Впрочем, есть еще один адрес: можно не сомневаться, что в случае надобности поможет разогнать тучи и мэр.