Так выстроена и серия "Энциклопедия для детей" издательства "Аванта+". Здесь вышли тома, посвященные отечественной и мировой литературе. Особенно много вопросов вызывает 9-й том - "Русская литература. ХХ век". В нем - обзоры, статьи, статьи о писателях, о литературных течениях и группах, о выдающихся литературоведах. Материал расположен в хронологическом порядке. Дана информация о литературной и окололитературной жизни разных периодов. Словом, много интересного и разного. Однако даже к самым объемным статьям не даны в завершение библиографические справки. Для энциклопедического издания - серьезнейший недостаток. К сожалению, не единственный.
Том "Русская литература. ХХ век" по составу включенных в него имен оказался куда беднее даже школьной программы по литературе. Нет изучаемых в школе Владимира Короленко, Александра Куприна, Аркадия Аверченко, Федора Абрамова, Евгения Носова, Бориса Можаева... Ни строчки о творчестве Михаила Пришвина, Константина Паустовского.
Характерна иерархия ценностей этой энциклопедии. О Викторе Астафьеве только 25 строк, Сергею Довлатову отведено 6 страниц. В статье о Юрии Тынянове мимоходом досталось Викентию Вересаеву в связи с его книгой "Пушкин в жизни": "Невозможно представить, что герой этой книги написал "Медного всадника". Но и тыняновский Пушкин не равен автору "Медного всадника"...
Максима Горького в "Энциклопедии для детей" не любят и всячески свою нелюбовь демонстрируют. Статья о Горьком начинается со слов Эйхенбаума, что славу "буревестнику революции" принесли не его произведения, а биография, судьба. О пьесе "На дне" приведено уничижительное высказывание литератора-эмигранта. С пьесой "Враги" управились с помощью дореволюционного цензора, который посчитал пьесу "сплошной проповедью против имущих классов". А что, разве не вся мировая литература была именно "против" этих классов?
Статья о Шолохове в этом томе окружена мелкими заметками. Например, цитируется дневник некоего "московского интеллигента", записывавшего в 30-е годы сплетни о Шолохове. Приведены домыслы об авторстве его главного романа, хотя уже известно, что рукопись "Тихого Дона" найдена.
Увы, в 9-м томе "Энциклопедии для детей" ощущается дух Большой советской энциклопедии, где во 2-м издании поделили генетику на хорошую и плохую. Здесь - по соображениям противоположным, но тоже идеологическим - поделили таким же образом русскую литературу ХХ века.
Возьмите хотя бы пассаж, претендующий на подведение итогов: "Возвышалось шесть-семь гигантов - мачтовый лес, который выстоит при любых условиях (А.Платонов, Б.Пастернак, О.Мандельштам, А.Ахматова. М.Зощенко, М.Булгаков...). Видны были пусть не гиганты, но безупречно стройные (такие, как драматург и детский писатель Е.Шварц, поэт Д.Кедрин); с десяток изогнувшихся и согнувшихся, но с мощными все-таки стволами (М.Шолохов, А.Толстой, А.Твардовский). А по земле стелились мох да лишайники". Такой вот безрадостный пейзаж отечественной словесности. Где тут можно сыскать место для Павла Васильева, если не видать Есенина? Где прекрасный драматург Виктор Розов, вовсе не упомянутый в энциклопедии для детей?
Школьник может узнать из этого тома про футуристов, рапповцев и многие другие течения, но крестьянских поэтов там нет - ни Николая Клюева, ни Сергея Клычкова. Не нашлось в детской энциклопедии места и Сергею Михалкову, хотя включены большие статьи о Самуиле Маршаке и Корнее Чуковском.
Конечно же, уместен в детской энциклопедии разговор об авторской песне и рок-поэзии. Но некорректно (и, попросту говоря, глупо) противопоставлять все это "сладкозвучной, приглаженной поэзии из школьных учебников". Это кто же в учебниках "приглаженный"? Пушкин? Маяковский?..
Русская литература ХХ века, по определению Вадима Кожинова, это "прежде всего продолжение великой русской литературы XIX века и предшествующих веков", и ее нельзя "мерить узкими политико-идеологическими мерками". В 9-м томе "Энциклопедии для детей" говорится о существовавшем в советские годы политико-идеологическом надзоре. Но ее составители, собственно, занялись чем-то очень схожим. Очевидно, этот том может представлять интерес как свидетельство состояния умов на рубеже ХХ-XXI веков. Но он малополезен для ребенка. Меж тем издание получило рекомендацию Министерства образования.