Все мы немножко лошади

Лечебная верховая езда позволяет улучшить качество жизни особенным пациентам

В России первые занятия по иппотерапии стали проводиться еще в начале 90-х прошлого века, однако национальных стандартов и образовательных программ по этой методике пока нет. Неудивительно, что по охвату аудитории мастер-классы по иппотерапии, прошедшие в начале апреля в Нижнем Новгороде, можно считать рекордными — несколько десятков участников и сотни тех, кто имел возможность смотреть онлайн-трансляции в соцсетях. Такой интерес объясняется тем, что лечебная верховая езда особенным пациентам, кому поставлены непростые диагнозы — ДЦП, аутизм, синдром Дауна, травма спинного мозга и многие другие, — не просто позволяет улучшить качество жизни, но и в корне ее изменить.

На образовательную площадку в Нижний Новгород приехали около 50 специалистов по иппотерапии из Москвы, Казани, Воронежа, Волгограда, Челябинска и других городов. По словам инструктора по развивающей верховой езде и иппотерапии Натальи Кособрюховой, представляющей Киров, у детей, которые с рождения в реабилитации, где их постоянно мучают на тренажерах, даже простая просьба поднять руку вызывает порой истерику. «А когда ты просишь расчесать лошадку, у них нет такого негатива, да и с психологической точки зрения детям легче работать с лошадью», — делится секретами специалист. Однако занятия верховой ездой показаны не только детям, но и взрослым пациентам, например, после инсульта и других заболеваний.

Так, в современную историю иппотерапии вписано имя датчанки Лиз Хартел, после чудесного исцеления которой этот метод со временем перешел в разряд лечебных. Занятия верховой ездой позволили Хартел восстановиться после полиомиелита. В середине 40-х годов прошлого века болезнь приковала подающую надежды спортсменку, которая пробовала себя в конном спорте, к инвалидной коляске. Но, несмотря на запреты врачей, девушка вновь начала заниматься выездкой и завоевала серебряную медаль в этом виде на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки, а в 1956 году повторила свой успех.

По мнению экспертов, в настоящее время иппотерапия наиболее изучена в США и Европе. Там издается специа-лизированная литература, обобщаются конкретные методики, эффективные при различных заболеваниях, приводятся механизмы их лечебного воздействия. Более того, иппотерапия является отдельным направлением для специалистов по лечебной физкультуре и физиотерапии. Россия в плане методологии и обучения пока существенно отстает. Например, меня попытка найти обучающие программы по иппотерапии привела на онлайн-курсы переподготовки, где преподавателями профильных дисцип-лин (основы верховой езды, биомеханика шага лошади и т. п.) значились коучи разного пошиба: сексолог, арт-терапевт, НЛП-практик, гештальт-терапевт и даже психодраматист. Стоимость обучения — 12 300 рублей, длительность — до четырех месяцев. Большой вопрос, что за специалисты получаются на выходе.

Тем не менее это популярное направление развивается и в нашей стране. С 2018 года различные курсы иппотерапии, разработанные под конкретные заболевания, поддерживаются президентскими грантами (такие занятия проводятся бесплатно). Социальные проекты уже реализованы в Краснодарском крае, Нарьян-Маре, столичном регионе и многих других. Например, в Волгограде в конце марта стартовал двухмесячный курс иппотерапии, разработанный для детей с нарушениями когнитивных функций. Его бесплатно смогут пройти около 80 человек из города и областных центров.

Вообще иппотерапия меньше всего напоминает лечение. Занятия проходят в крытом манеже или на свежем воздухе, если позволяет погода. Одно удовольствие! Тем не менее за видимой простотой катания на лошади скрывается большая работа. В процессе езды у всадника работают практически все группы мышц. К тому же температура тела лошади чуть выше температуры тела человека — такой легкий подогрев усиливает эффект физического воздействия. Во время выстраивания взаимодействия с животным дети с ментальными особенностями получают опыт общения с другим живым существом, что дает мощный импульс для их развития. Да и те, кто просто присутствует на занятиях, получают мощный заряд позитива.