Игра в подкидного на большие деньги

Российские бизнесмены выводят деньги из страны – чтобы через полгода вернуться и на волне обвальных банкротств все скупить

Центральный банк страны отчитался о росте вывоза капитала за I квартал – 17 миллиардов долларов (за весь 2019-й было $26,7 миллиарда). Формально российские, а фактически оффшорные компании, как всегда в кризис, выводят деньги из страны. Через полгода они вернутся – и на волне обвальных банкротств скупят все, на что положат глаз.

Об иностранных кознях речь не идет: по данным агентства «Финмаркет», именно прямые инвестиции из России в зарубежные компании выросли за квартал почти на 5 млрд долларов. Одновременно ЦБ зафиксировал взрывной рост спроса на наличные деньги: за март их объем в обращении увеличился почти на 1 трлн рублей. Часть пошла на оплату товаров и услуг, но основная доля, видимо, легла в «заначку» крупного финансового бизнеса в расчет на послекоронавирусные нужды.

Вывод денег из экономики – всегда плохо, а в критические периоды – особенно. Члены Экономической экспертной группы (ЭЭГ), которые консультируют Минфин и Минэкономразвития, уже выступили с предупреждением, что резервы Фонда национального благосостояния – основная «подушка безопасности» российской экономики (наряду с золотовалютными резервами ЦБ) – могут закончиться не через шесть лет, как еще недавно утверждал министр финансов Антон Силуанов, а в ближайшие пару лет. Уже объявленные правительством антикризисные меры обойдутся не менее чем в 2,5% ВВП (без учета средств для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов). Ясно, что даже в консервативном варианте меры поддержки экономики должны быть увеличены до объема 4% ВВП (около 4,5 трлн рублей).

В среду президент Владимир Путин предложил предоставить малым и средним компаниям прямую безвозмездную финансовую помощь со стороны государства – для выплаты зарплат сотрудникам в апреле и мае. Помощь будет небольшой, но точно не последней. И если в США дополнительные средства приходят за счет продажи облигаций Казначейства, по которым страна платит всего 0,5–0,75 годовых, то нашему Минфину вряд ли удастся реализовать свои облигации дешевле, чем за 6,5–8% годовых. А чем и как долго будет расплачиваться?

А ведь одни лишь упомянутые инвестиции, которые российские компании уже вложили в зарубежный бизнес (треть триллиона рублей), могли стать серьезной помощью отечественной экономике. Хотя российские деньги в Европе нынче не приветствуются: Кипр за последние 2–3 года избавился более чем от половины российских капиталов. Британская Фемида обещает на основании закона «О криминальных финансах» начать сплошную проверку не столько «беглых олигархов», сколько вполне законопослушных российских чиновников, которые облюбовали Англию из-за особенностей ее законодательства, способствующего проведению непрозрачных финансовых сделок.

Недавно лондонское подразделение Deutsche Bank опубликовало отчет о суммах российских инвестиций в Великобританию. Изучив статистику платежных балансов, специалисты пришли к выводу, что в 2010–2017 годах в британские банки были переведены десятки миллиардов долларов «серого» капитала из России. Аналогичные планы розыска полукриминальных российских денег строит или даже уже реализуют Швейцария, Франция, Германия.

Российские толстосумы, подпольные и легальные, уже вроде бы поняли: заграница перестает быть надежных убежищем для «заначек». Наглядным свидетельством стали огромные суммы наличных денег, изымаемых во время обысков у чиновников, силовиков и бизнесменов, подозреваемых в коррупционных преступлениях. У одного лишь полковника ФСБ Кирилла Чекалина был найден эквивалент 12 млрд рублей – в отечественной валюте пятитысячными купюрами это составило бы 2448 кг наличности (хватило бы на сооружение 12 школ или 60 детских садиков). У недавно арестованного генерала Федеральной таможенной службы Александра Кизлыка изъяли 600 тысяч долларов и 600 тысяч евро (чуть больше 78 млн рублей), а также золотые слитки. А сколько еще не найдено?!

В России 29 февраля закончилась третья финансовая амнистия с декларированием физлицами зарубежных активов и банковских счетов. Как и две предыдущих, она была не слишком удачной: эксперты считают, что бизнесмены держат в оффшорных компаниях около 6–10 трлн рублей, а вернуть, точнее, задекларировать удалось максимум 700–800 млрд. И, как видим, с очередной волной кризиса этот поток обернулся вспять.

...В дореволюционной России в суровые годы испытаний власть выпускала специальные именные займы, и богачи серьезно вкладывались в них. Может, и нам сейчас попробовать?