Главная Культура 21:51 16 Апреля 2015 1438
Щедрин достиг искусности «Левши»

В Москве впервые исполнили оперу, ставшую гвоздем прошлого сезона в Мариинском театре

Сергей Бирюков

В том, что оперу Родиона Щедрина «Левша» труппа Мариинского театра впервые привезла в Москву именно на Пасхальный фестиваль, так и хочется усмотреть промысел высших сил. Ведь еще месяц назад Валерий Гергиев на вопрос о программах праздника не мог ответить ничего. Но по крайней мере начало смотра, состоявшееся на этой неделе, устроилось. И как же органично эта опера-сказ-житие, показанная в зале имени Чайковского в концертном варианте, подошла к самому духу нынешних пасхальных дней!

Обратись Щедрин к этому сюжету не сейчас, а, допустим, на заре своей карьеры, в пору «Конька-Горбунка», «Левша» у него наверняка вышел бы совершенно иным. Дело не только в разнице мировосприятий 25-летнего и 80-летнего сочинителя. В те годы у нас было принято трактовать повесть Николая Лескова как повод для сатирических насмешек над темным прошлым России. Вспомним хотя бы по-своему блистательные иллюстрации-карикатуры Кукрыниксов к этой книге. Но Щедрин XXI века, прошедший огромный жизненный и творческий путь, имеющий за плечами «Звоны», «Стихиру», а еще лесковских же «Запечатленного ангела» и «Очарованного странника» — композитор религиозный. Тем более что здесь он вновь обратился к сюжету обожаемого им Лескова, чье творчество без мотива спасительной веры представить невозможно.

Конечно, сатиричной пародийности довольно и здесь. Взять хоть помпезные, нагло-шумные солдафонские марши, постоянно прослаивающие действие — прямо с такого опера и начинается. Или передразниваемые композитором манерные придворные танцы. Или полные чрезмерного пафоса затяжные витиеватые распевы, в которые превращена музыкальная речь большинства персонажей — они здесь выведены не «сами по себе», а такие, какими их видит и слышит простак Левша. И сам он (тенор Андрей Попов) выражается этими же цветисто орнаментированными периодами простолюдина, попавшего в «обчество».

Но есть и грандиозные пространства совершенно других музыкальных состояний. Их воплощение — песня «Реченька Тулица» в исполнении дуэта певиц на галерее, замечательный образец щедринской переработки народной мелодики, который превращает ее из простого жанрового штриха в обобщенный образ самой России, как бы призрачно-печальный сон о ней. Эту находку композитор сделал еще в «Мертвых душах» с их «пейзажным» лейтмотивом «Не белы снеги», но в «Левше» эта бесплотная, словно замороженная холодом и инеем лирика песенных отступлений получила огромное развитие. И здесь этих песен — не одна, а множество. Словно клейм вокруг иконы святого.

Или наоборот, совокупность песен можно трактовать как центральный образ Левши, а сюжетные эпизоды — как клейма, свободно, без жесткой временной логики переносящие нас из царства Николая в царство Александра (причем пафосно поет обоих царей один и тот же баритон Владимир Мороз), оттуда — во дворец британской принцессы Шарлотты (восхитительно-изломанная Мария Максакова)...

Литературное мастерство такой сюрреалистической компоновки либретто (Щедрин делал его сам, никому не передоверив работу с любимым словесным материалом) соперничает с композиторским, где достигнуты совсем уж космические высоты оркестровой полифонии и красочности, увлеченно переданные Гергиевым. Особенно завораживают эпизоды всевозможных звонов — от колокольных до кузнечных, где Щедрину мог бы позавидовать и Вагнер, понаторевший в музыкальном описании подземных кузен гномов. Звоны Щедрина переливаются куда большим разнообразием оттенков — тут использованы и клавесин, и челеста, и колокольчики, и, кажется, даже цимбалы.

А в один из моментов рецензенту почудилось, что на месте труб явились темные деревянные раструбы владимирских рожков. Возможно, это те звуки родины, которые грезятся Левше повсюду, даже на британской чужбине?

Но больше всего заворожили не громкие, а наоборот, предельно тихие сцены. Особенно — пение самой Блохи: этакие колоратуры гофмано-оффенбаховской куклы Олимпии, только переведенные в оттенок пианиссимо. Что самое удивительное, и в чем отличие от бездушной Олимпии: в этих колоратурах постепенно проявляется все больше настоящего, хотя очень робкого тепла. Словно Блоха, в которую вложил столько души Левша, сама под конец стала отдавать ему эту негромкую, но подлинную душевность. И, похоже, эта кроха (которую изумительно поет и изображает очаровательная Кристина Алиева) — единственное создание на свете, кто любит Левшу и кто поет ему, брошенному всеми и умирающему в Обуховской больнице, последнюю колыбельную.

В оркестре этому пению отвечают гобои с темой из финала «Страстей по Матфею» Баха. Которая здесь не чуждое включение, а удивительно сливающийся с русским фоном мелодический мазок. Как тут не вспомнить, что «русскость» — вообще свойство некоторых баховских мелодий, неведомо как на них снизошедшее. Может быть, оттого, что и Баху присуще это протяжное, вольное течение напевов, в котором отразилось устремление души к Богу?

И уж точно эта цитата не случайна у Щедрина, многократно признававшегося, что Бах — его любимейший композитор. Темой лейпцигского кантора — самого всемирного и самого религиозного композитора на свете — и напутствует он в последний полет душу русского святого Левши.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?