Показ одного фильма приносит большую прибыль, чем все детские программы за месяц
Инициативы наших законодателей часто напоминают старый анекдот про китайцев, которые утром картошку сажают, а вечером — копают. Потому что очень кушать хочется. И вот — пример из последних.
Неделю назад состоялось заседание экспертного думского совета по рекламе с участием депутатов, представителей рекламного бизнеса и телевидения. Необходимость встречи назрела давно: пора было в противовес высокопарным речам привести сухие цифры.
А суть в следующем: в 2008 году было введено жесткое ограничение на рекламу в детских телепрограммах. Тогда депутатами — как, впрочем, и всегда — двигали исключительно благородные цели. «Нашему подрастающему поколению и так смотреть практически нечего, — говорили они. — А тут еще и реклама бесконечная! Давайте хотя бы от нее хрупкие детские души избавим». Аналитики рынка возражали: «Ничего не получится. Телевизионный продукт стоит дорого. Уберете рекламу — детские программы совсем пропадут». «Не пропадут, — парировали думцы. — Каналам давали разрешение на вещание с учетом установленного минимального времени на детский эфир. Ну и потом, государство в беде не оставит, поможет, чем сможет». «Ага, щас!» — кивнули телевизионщики.
Прошло почти пять лет. По словам вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Александра Митрошенкова, количество детских передач за это время на федеральных каналах сократилось почти вчетверо. Да и статистики никакой не нужно, чтобы оценить масштаб бедствия. И так видно, что на НТВ детского вещания не осталось вовсе, а на «Первом» и «России 1» — лишь жалкие ошметки в виде «Ералаша» и «Спокушек». А как же минимальное время? А никак. «Первый» и ВГТРК сделали хороший канал «Карусель», туда жаждущих и отправляют. А то, что пока он доступен далеко не всем... Что ж, скоро страна перейдет на цифровое телевидение, тогда и посмотрите.
Да, что-то, конечно, согласно обещанию субсидируется государством. Но, по данным того же Митрошенкова, «Первому» каналу детские передачи приносят 45 млн рублей в год, а реклама в кинофильмах — 18 млрд. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать: показ одного хорошего фильма принесет большую прибыль, чем все детские программы за месяц вместе взятые. И не надо также быть министром финансов, чтобы понять, какой убыток несет государство в виде неполученных налогов на прибыль.
И главное. Наверное, все же можно заставить каналы показывать детские передачи. Достаточно одному человеку стукнуть кулаком по столу. Но толку-то?! Если они убыточны, деньги в производство новых проектов никто вкладывать не станет. Так и будут юные зрители по сотому разу смотреть «Морозко» и мультики про богатырей.
Следовательно, рекламу в детский эфир надо возвращать, решило высокое собрание. Только не абы какую, конечно. Не банковские услуги и средства женской гигиены. А направленную исключительно на целевую аудиторию. Телевизионщики вздохнули с облегчением...
Но тут зачитали следующий законопроект, подписанный Сергеем Мироновым. В нем содержалось предложение: убрать рекламу из фильмов. А то она раздражает значительную часть аудитории, в том числе ветеранов.
Присутствующие со стоном схватились за голову, опять вспомнив анекдот про картошку. Только этим могу объяснить неожиданное единодушие, с которым инициатива получила негативную оценку.