Клинт Иствуд: "Мои дети не дарят мне внуков, так что пришлось подарить их себе самому"

В прокате - драматический триллер "Гран Торино", в котором Клинт Иствуд выступил в качестве ведущего актера, режиссера, продюсера и автора музыки. Корреспондент "Труда-7" в Голливуде Галя Галкина встретилась с Клинтом Иствудом в нью-йоркском магазине Apple, куда он пришел обсудить свой новый фильм со зрителями, и задала ему несколько вопросов.

"В жизни человека наступает такая пора, когда хочется делать больше и больше"

- За последние четыре года вы сняли пять фильмов - с чем это связано? Чувствуете, что отведенное вам время иссякает?


- Нет. Я прожил долгую жизнь. Однажды вы просыпаетесь, и вам 78. На днях, когда моя жена Диана спросила меня, на какой стадии "Подмена" и "Гран Торино", я ответил ей, что снимаю два фильма одновременно и пишу музыку. Она спросила, зачем я так напрягаюсь, а я рассмеялся и сказал, что мне это нравится. Я еще могу научиться чему-нибудь. В жизни человека наступает пора, когда хочется делать больше и больше. Не знаю, чем это объясняется, я просто потакаю своему желанию.

- В конце весны вам исполнится 79 лет. Вы сожалеете о чем-нибудь?

- Я не такой человек, чтобы верить в сожаления. Конечно, большинство из нас сделали бы многое по-другому, если бы только была такая возможность, но возможности нет - так зачем же об этом думать? И это относится не только к фильмам или работе, но и к жизни в целом. В 20 лет у вас нет той мудрости, которая появляется в 50. Возможно, я кое-что хотел бы переделать в нескольких фильмах, но в целом я об этом не задумываюсь.

- У вас семеро детей - от 12 до 40 лет. Интересно, что думает о вас самая младшенькая - Морган?

- (Удивленно посмотрел.) Я думаю, она хорошего мнения обо мне. У нас прекрасные отношения, хотя, конечно, я не объективен. Не думаю, что она воспринимает мой возраст так, будто я гожусь ей в деды. Я даже иногда шучу по этому поводу: мои дети не дарят мне внуков, так что мне пришлось подарить их себе самому.

- Вам не кажется, что у ваших сыновей было гораздо более трудное детство, чем у ваших дочерей?

- Может быть. А может, нет. Обязанность родителей - правильно воспитать детей и объяснить им, как и что в этой жизни происходит. Они должны понимать, что далеко не каждый становится известной личностью. Конечно, при таком доходе, как у меня, есть свои сложности при воспитании детей, но есть и преимущества. Я не в состоянии полностью контролировать то, как моя известность влияет на моих детей. Это просто невозможно. Я делаю все от меня зависящее, чтобы уменьшить негатив, а в остальном полагаюсь на судьбу.

- Вы боитесь чего-нибудь в жизни или просто верите в свою судьбу?

- Я просто не боюсь. Рузвельт сказал: "Есть только одна вещь, которую нужно бояться, - это страх". Ну или что-то в этом роде. Иногда надо быть наглым, иначе можно упустить свой шанс, например, снять фильм и насладиться своей работой. Иногда вы слишком сильно бьете и промахиваетесь, но это не главное, главное, чтобы вы били сильно.

"Мне понравилось, что мой герой оказался слегка чокнутым"

- Вам очень хотелось сыграть Уолта Ковальски?


- Честно говоря, я не очень-то искал новую роль. Для людей моего возраста не так уж и много хороших ролей. После фильма "Малышка на миллион" я подумал, что с меня хватит, и решил прекратить сниматься. Только, пожалуйста, не забывайте, что эта роль идеально подходила для моего возраста. Когда мой продюсер Роберт Лоренц дал мне почитать сценарий "Гран Торино", он мне сразу очень понравился, после чего Роб и предложил мне попробовать "на вкус" роль Ковальски. Я послушался и понял, что она мне здорово подходит. Да и время было подходящее - я как раз завершал съемки "Подмены".

- А чем еще была интересна роль помимо соответствия возраста?

- На протяжении всей своей жизни Ковальски доказывал неравенство между людьми в обществе. Мне показалось, что я очень хорошо знаю его характер, я встречал много таких людей. Он ветеран корейской войны, его жена совсем недавно умерла, а взрослые сыновья больше не живут с ним, и ему кажется, что он им совсем не нужен. Даже внуки не хотят его видеть, за исключением тех случаев, когда им надо от него что-то получить. Большинство его друзей уже умерли. Проработав на автомобильном заводе Форда 50 лет, он стал свидетелем того, как его город, когда-то почти полностью населенный рабочими завода, потихонько превратился в эмигрантский, где большинство населения - выходцы из других стран. Конечно же, ему все эти перемены не по душе.

Этот фильм затрагивает тему морального старения. Он вообще затрагивает многие злободневные темы. Например, то, как обстоят дела в автомобилестроительном секторе американской экономики, где очевиден конец целой эпохи. Уолт - морально устаревший человек. Он безнадежно отстал от современного общества и его ритма. Как и тренер по боксу Фрэнк Данн из "Малышки на миллион" или ветеран корейской и вьетнамской войн Том Хайвей из "Перевала разбитых сердец", он не знает, как ему общаться с окружающими его людьми и как реагировать на происходящее вокруг. Это порождает в нем чувство бессилия, которое в свою очередь трансформируется в цинизм. Тем не менее благодаря молодому соседу-эмигранту ему удается обнаружить в себе чувство терпимости к другим.

- Как вы подошли к роли такого персонажа-расиста?

- Знаете, было бы роковой ошибкой проявить к нему мягкость. Более того, играть роль надо единообразно от начала до конца, иначе получается не роль, а просто голливудская халтура. Это тем более важно, если имеешь дело с таким неполиткорректным персонажем, как Уолт. Он, безусловно, расист, но в конце ему все-таки удается научиться терпимости благодаря его знакомству с семейством хмонгов (хмонги - группа народов в южном Китае, Северном Вьетнаме, Лаосе и Таиланде. - "Труд-7"), которые купили дом по соседству с ним и которых он поначалу презирал. Эта история начинается с того, что он пытается спасти соседского сына Тао от пагубного влияния местных гангстеров, а потом учит его умению постоять за себя таким образом, как он это понимает: для каждого ублюдка у Уолта за пазухой заряженный пистолет.

- В начале фильма мы узнаем, что у Уолта нет в душе покоя, а в конце во время исповеди он говорит молодому священнику, что наконец-то нашел покой. Как это случилось?

- Он как бы завещал свое трудолюбие и честность Тао, найдя в нем родственную душу, а значит, оставил свой след на Земле, несмотря на то что его собственные дети и внуки оказались сделанными совсем из другого теста.

"Меня часто удивляет и забавляет то, почему многие зрители идут смотреть тот или иной фильм"

- Трудно ли было сниматься после четырехлетнего перерыва?


- Особых проблем не было. В конце концов, я этим занимаюсь уже 55 лет. Сначала надо понять, каким ты хочешь видеть своего персонажа, а затем сыграть его так, чтобы и другие увидели его таким же. Я был счастлив вернуться на съемочную площадку.

- "Гран Торино" - первый американский фильм, который так подробно рассказывает о диаспоре хмонгов в США. Вы много о них знали до съемок фильма?

- Честно говоря, ничего. Мне пришлось провести собственное исследование. Многие из них приехали из Лаоса. Во время вьетнамской войны они воевали на стороне США, поэтому после войны вьетнамские коммунисты начали их истреблять. Чтобы спасти их от гибели, американское правительство предоставило возможность многим из них иммигрировать в США. Первая группа приехала в США в 1975-м, а теперь там около 300 тысяч хмонгов. На сегодня самые крупные диаспоры хмонгов в калифорнийском городе Фрезно, в Миннеаполисе, штат Миннесота, и в штате Мичиган, где мы, кстати, снимали фильм. Чтобы быть как можно ближе к их жизни, я пригласил в свою картину многих представителей диаспоры хмонгов. Поверьте, это было непросто.

- Как вы добивались от непрофессиональных актеров того, чего хотели?

- Я нанял очень много молодежи. Ребятам было по 17-18 лет, и хотя они никогда не были актерами, все же придали фильму ощущение реалистичности. Би Ванг, который играет роль Тао, очень умный парень и не застенчивый, как его персонаж. Кроме того, я попытался дать им как можно больше свободы, в том числе в диалогах, тем более что я их языка все равно не понимал. Я просто хотел сделать так, чтобы каждый из них вошел в свою роль и в то настроение, которое должно быть у героя в определенный момент съемок. Чтобы они думали так, как думает их герой, и чтобы понимали, что именно движет их героем. Ну и, конечно, я просил их не переигрывать, а положиться на свой инстинкт и интуицию.

- "Гран Торино" стал кассовым фильмом - вас это не удивило?

- Я всегда готов к любым последствиям своих фильмов. Меня вообще часто удивляет и забавляет то, почему многие зрители идут смотреть тот или иной фильм. Каждый раз, когда вы снимаете кино, вы надеетесь на то, что кто-то его захочет посмотреть, но кто именно, вы не знаете и не можете знать.

- Вы получили удовольствие от успеха картины?

- Еще бы. Сняться в хите в 78 лет - это ведь не каждому дано. Этот фильм собрал больше, чем моя "Малышка на миллион". Но не спрашивайте меня, почему - я этого не знаю, и, наверное, именно это незнание вдохновляет многих на съемки новых фильмов.

- Тематика большинства ваших недавних фильмов мрачновата. Чем вы объясняете свое влечение к "чернухе"?

- Не знаю. Я просто стараюсь экспериментировать с разными жанрами и амплуа. Многие истории, которые имеют драматический элемент, как правило, создают конфликт, где персонажи должны превзойти невзгоды, - это-то меня и привлекает. Я бы не сказал, что целенаправленно ищу мрачные темы для фильмов - они сами появляются. Хотя, конечно, надо признать, что большинство моих недавних картин, например "Флаги наших отцов", "Письма с Иводзимы", "Таинственная река", "Малышка на миллион" или "Подмена", на самом деле мрачные.

- 40 лет назад вы создали свою собственную кинокомпанию Malpaso. Чем вы гордитесь больше всего?

- Ну хотя бы тем, что я был в состоянии управлять своей судьбой. Когда я начал режиссировать в 1970 году, мало кто из актеров решался на подобное - в то время сделать подобный переход было гораздо труднее, чем сейчас. Я знал, что в фильме "Сыграй мне перед смертью" (первая режиссерская работа Иствуда. - "Труд-7") должен был показать, на что способен как режиссер. И я уверен, что без Malpaso вряд ли смог бы убедить студию доверить мне этот сценарий.

- Всем интересно: "Гран Торино" - это ваша последняя актерская работа?

- Если не найдется интересных ролей, я не прочь порежиссировать.

- Говорят, вы скоро начнете снимать "Человеческий фактор" с Морганом Фрименом и Мэттом Дэймоном?

- Это будет политическая драма о том, как Нельсон Мандела смог использовать Кубок мира по регби в 1995 году и свою национальную сборную команду Springboks для объединения страны через год после своего избрания на пост президента. Я хочу все сделать максимально правильно. Это большой секрет. Если актеры подобраны правильно, фильм должен снимать себя сам. Тематика этой картины очень обширна. Я и сам еще не установил ее пределы. Не знаю, будет ли фильм успешным или нет, но со своей стороны я сделаю все возможное.

Коротко

- "Гран Торино" - это ваша последняя работа?

- Если не найдется интересных ролей, я не прочь порежиссировать.

- Говорят, вы скоро начнете снимать "Человеческий фактор"?

- Это будет политическая драма. Я хочу все сделать максимально правильно.

Наше досье

Клинт Иствуд родился 31 мая 1930 года в Сан-Франциско в семье рабочего и домохозяйки. Окончил школу в Окленде (пригород Сан-Франциско) и лос-анджелесский городской колледж с бизнес-специализацией. Во время учебы заинтересовался Голливудом и стал ходить на кастинги. В результате он подписал семилетний контракт с Universal, по которому должен был сниматься во всех предлагаемых студией ролях. На счету Иствуда 66 актерских работ, 33 режиссерских и 30 продюсерских. С 1993 года Иствуд снимается исключительно в тех фильмах, которые режиссирует сам. У него семеро детей. Его 12-летняя дочь Морган живет с ним и его второй женой Диной Руиз, бывшей ведущей новостей из штата Аризона. В первый раз Иствуд женился в возрасте 21 года на Мэгги Джонсон. У них двое детей. В течение следующих 30 лет они не разводились, хотя в эти годы у Иствуда родился ребенок от Роксаны Тунис, потом еще два от Жаклин Ривз и еще один от Фрэнсис Фишер, не говоря уже о длительном романе с актрисой Сандрой Лок.