ЭВАКУАЦИЯ ЭВАКУАТОРОВ

Вчера в Общественной палате прошли слушания, посвященные проблеме использования эвакуаторов автотранспортных средств. А днем ранее в Госдуму поступил законопроект, в котором предлагается вообще отменить эвакуацию, если автомобиль припаркован во дворе жилых домов с нарушениями правил.

Интерес к вопросу не случаен: с 1 июля 2008 года вступают в силу изменения, внесенные Госдумой в пункт 1 статьи 12 части 13 Кодекса об административных правонарушениях. В них приводится перечень оснований, которые позволяют эвакуировать машины. Среди них не только нарушение правил стоянки и установка машины на проезжей части, но и отсутствие водительских прав, регистрационных документов на машину, невыполнение водителем требования милиционера об освидетельствовании на предмет алкогольного опьянения.
Разработчики внесенного в Госдуму законопроекта, депутаты от ЛДПР Александр Курдюмов и Юрий Напсо, предлагают дополнить статью 12 пунктом, который бы запрещал эвакуацию при определенных условиях. "Зачастую вблизи дома просто негде парковаться. Никаких специально оборудованных стоянок нет. Приходится оставлять машину прямо на улице. А утром люди просыпаются, смотрят, а машины нет", - обосновал "Труду" необходимость принятия законопроекта Напсо. А чтобы, как выразился депутат, "не страдала обороноспособность страны", предлагается запретить эвакуацию машин с номерами черного цвета - тех, которые принад-лежат армии, внутренним войскам, войскам гражданской обороны и иным воинским формированиям. Но саму систему эвакуации депутаты не предполагают отменять. "Эвакуаторы необходимы: без них контролировать порядок на дорогах будет трудно", - сказал Напсо.
Совсем другие мнения звучали на слушаниях, организованных комиссией Общественной палаты по региональному развитию и общенациональным правозащитным союзом "Человек и закон". "Сейчас эвакуировать машину фактически можно за что угодно, - считает участник слушаний Александр Кобринский, в свое время пытавшийся через суд доказать незаконность штрафстоянок. - Но я не уверен, что с введением новой редакции статьи 12 ситуация так уж сильно изменится к лучшему. Фактически невозможно привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД, из-за которого машина была незаконно эвакуирована".
По итогам слушаний был подготовлен ряд рекомендаций для российских законодателей: провести экспертизу обоснованности установки знаков, ограничивающих или запрещающих стоянку, запретить эвакуацию машин в ночное время, размещать автомобили только на ближайшей от места эвакуации стоянке.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Артем Великанов, сотрудник одной из силовых структур (фамилия изменена):
- Мою машину эвакуировали, когда я оставил ее у двери своего офиса возле метро "Новослободская". Поставил, правда, после знака "Остановка запрещена". Но, сколько помню, все всегда там оставляют автомобили. Я приехал на ночную смену, а утром вышел с работы - машины нет. Эвакуировали за то, что "мешала проезду". И это в 10 часов вечера в воскресенье! Я позвонил "02", мне сказали, куда перезвонить, чтобы ее забрать. В этот же день и съездил за ней, получил без проблем. Только вот штамп "спецстоянка" ставят так, что потом ничем не оттереть!
Леонид Ольшанский, вице-президент Российского общества автолюбителей:
- Согласно восьмой статье Конституции частная собственность неприкосновенна. Между тем сейчас автомобиль на совершенно произвольных основаниях можно увезти неизвестно куда и еще требовать деньги за его содержание. При этом надо учитывать, что деньги от сборов за эвакуацию идут в три кармана: ГИБДД, эвакуационных служб и местных властей. Фактически эвакуация превратилась в бизнес для определенных представителей силовых структур, имеющий мало общего с задачами обеспечения безопасности дорожного движения.