- Погода расслабляться не дает. Когда высаживались на льдину, столбик термометра опустился до минус 45 градусов. Ветер - 10 метров в секунду. Так что реальная температура - все 60 ниже нуля. Техника при таких температурах барахлит... Но ребята и не такое выдерживали, ведь почти все они прошли СП-32. А там, когда год назад льдина переломилась и наш лагерь поглотил океан, было пострашнее.
Со здоровьем у всех - как говорится, тьфу-тьфу. Хотя лекарства запасены почти на все случаи жизни. Но полярники болеют мало, так что у меня - по специальности врача, - надеюсь, работы в этом плане не будет.
В отличие от СП-32, когда мы жили в деревянных домиках, в этот раз обосновались в специальных палатках, которые начали производить совсем недавно. Очень удачные. Температура в них держится на уровне 15-16 градусов тепла. Если становится прохладно, можно забраться в теплый спальный мешок. Однако лучше всего согревает работа. На станции, хоть она и сезонная - создана на короткое время - до мая, есть электродизельная станция, радиорубка. Взяли с собой приборы для гидрологических и других исследований - в общем, заняться есть чем.
За шесть экспедиций, в которых участвовал, у меня выработались правила, которые не меняю. Встаю рано - в 6 часов утра. Холодно, конечно. Ветер завывает. Протоптанные дорожки между палатками за ночь заметает. Поэтому мне достается право первого следа - обхожу хозяйство, делаю зарядку. Ребята еще спят. Но недолго, ведь общий подъем в 7.00. Радист сообщает, где мы находимся (широту, долготу), какая температура и сила ветра за "бортом" палатки. Потом играет гимн России. Завтракаем в 8 утра в одной палатке, где находится и кухня. До обеда все работают. После обеда - "адмиральский час". Кстати, сон сильно помогает сберечь силы. Потом снова работа. И, наконец, ужин - в 7-8 часов вечера. Что едим? Рацион богатый, но полярники почему-то очень любят холодец. Тем не менее повар и супы разные варит, уху даже. От приема спиртного воздерживаемся. Правда, запрета нет, тем более в праздники. На СП-32 мы встречали 2004 год с шампанским. Его сбросили с самолета Ил-76 в контейнере с прочими продуктами. Может, перед майскими праздниками, когда будем сниматься, отметим это дело - не знаю.
В этот раз сильно удивили медведи. Как ни странно, на СП-32, которая дрейфовала почти год, мишки не заглядывали, а только пугали издалека. Мы слышали их рев. А тут буквально на второй день заявились сразу трое. Наш механик Анатолий Можаев копался в дизеле и так увлекся, что зверь чуть не похлопал его по плечу. Ребята подоспели и выстрелами в воздух отогнали непрошеных гостей. А они действительно неожиданные: в это время года мохнатые обычно не появляются - отдыхают. Зато для нашего гидробиолога Володи Тышкевича это был праздник.
В заключение попытаюсь ответить на вопрос, который, наверное, интересует многих: с какой целью снарядили экспедицию на такой короткий срок? "Пробить" ее было непросто. Этим занимались и президент Российской ассоциации полярников Артур Николаевич Чилингаров, и депутат Госдумы Геннадий Селезнев. Это он писал письма президентам трех стран, встречался с нужными людьми и так далее. И еще. В прошлом году весь экипаж потерпевшей "аварию" экспедиции СП-32 принимал Владимир Путин. Мы доказывали, как выгодно и необходимо, чтобы славянские государства - Россия, Беларусь, Украина - вместе начали бы осваивать высокие широты. Президент нас поддержал. Он сказал, что совместная работа в Ледовитом, холодном океане "согреет" отношения между нашими странами.
Так что эта временная станция - своего рода генеральная репетиция для украинцев и белорусов, которым предстоит через год отправиться уже не на сезонную, а постоянную славянскую полярную станцию. Кстати, перед тем, как "приледниться" здесь, мы слетали в гости на СП-33, которая дрейфует в 180 километрах от нас. Посмотрели, что нас ждет в будущем.