Согласно данным Госкомстата, в последнее время население страны все-таки богатеет: только за январь-февраль 2003 года реальные доходы увеличились по сравнению с тем же периодом 2002 года на 17 процентов с учетом инфляции, или на 34,6 процента без учета ее. Квартальные цифры, судя по всему, будут не ниже. Минэконом-развития в прошлом месяце выдало прогноз социально-экономического развития на 2004 год и на период до 2006 года, согласно которому реальные доходы россиян за этот период вырастут ровно на треть - 33,4 процента. Презрев пословицу "Берешь чужие и ненадолго - отдаешь свои и навсегда!", наиболее продвинутые россияне начинают ездить на автомобилях, купленных в кредит, отдыхать на дачах, построенных на заемные деньги. Или хотя бы глазеть в большие экраны новых телевизоров, за которые пока уплачена одна шестая часть цены.
Специалисты утверждают, что во всем "виноваты" банки, которым стало не на чем зарабатывать: основные корпоративные клиенты уже поделены, остаются только средства населения. В результате за прошлый 2002 год 50 крупнейших банков страны по объему потребительского кредитования населения добились весьма впечатляющих темпов роста - до 200 процентов. А у лидеров они оказались вообще "сумасшедшие" - до тысяч процентов. Конечно, такие показатели во многом объясняются очень низкой базой: раньше банки почти не выдавали потребительских кредитов. И все же это рост, тенденция...
"Жизнь заставит банки заниматься кредитованием населения", - утверждает первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев. По его данным, сейчас на долю кредитов населению приходится 7 процентов совокупного кредитного портфеля банков, тогда как в мире этот показатель равен 30 - 40 процентам.
Поиск клиентов, которые согласятся взять у банка взаймы (и заплатить за это), вынудил многие банки изменить подход к самому процессу выдачи кредитов. Если раньше для получения кредита в банке человеку надо было выполнить огромное количество формальностей, то теперь в ряде случаев используется так называемый "скоринг" - моментальная автоматизированная оценка кредитоспособности клиента без изучения справок о его доходах, только на основании ответов на вопросы анкеты. Мировая практика показала, что, заполняя анкету примерно из 20 вопросов, человек рассказывает о себе практически все, а скоринг позволяет определить главное - написал человек правду или неправду. И это оправдывается. По имеющимся данным, невозврат кредитов в этой сфере в России пока держится на среднеевропейском уровне. Правда, у нас еще почти нет опыта: если в США задолженность населения перед банками составляет 74 процента годового валового внутреннего продукта (ВВП), в Западной Европе - 52 процента, то в России пока - менее 0,5 процента ВВП. В общем, как говорится, резервы есть - и у банков, и у жуликов, которые, быть может, просто как следует не оценили этот сектор экономики.
Разумеется, когда речь идет о крупном потребительском кредите, с заемщика потребуют и документальные подтверждения кредитоспособности, а в отдельных случаях - залога или иных гарантий возврата. Но сам процесс сбора данных и оформления необходимых документов постепенно приобретает цивилизованный характер. Одновременно банки наращивают клиентскую базу: поскольку сегодня доверие к банковской системе в целом в стране уже практически восстановлено, наиболее привлекательными становятся банки, предлагающие лучший сервис. Правда, пока одной из главных помех в сфере потребительского кредитования является то, что в отличие от западных стран у нас нет единой автоматизированной базы данных о клиентах. Нет кредитных бюро, как, например, в Европе, или социальной базы данных, как в Америке.
Минэкономразвития подготовило проект федерального закона "О бюро кредитных историй" и направило его на согласование в заинтересованные ведомства. В соответствии с этим документом, информация по заемщику будет передаваться в кредитное бюро, если сумма запрошенного им кредита превысит 5 тысяч рублей. Выглядит все это добропорядочно и цивилизованно. Но где гарантия, что данные создаваемых кредитных бюро не попадут в криминальные структуры и вообще в "свободную продажу" - как это имеет место с базами данных ГАИ, телефонных служб, таможни и так далее?
А ведь потребительское кредитование в стране только разворачивается: еще не заработала у нас ипотека, на авторынке подавляющее большинство покупателей рассчитываются наличными. И даже банковские пластиковые карточки у большинства их держателей никакого отношения к "кредитным" не имеют... Что называется, начать да кончить.